Под хоругвями с ликом Спаса Нерукотворного и Святого Георгия Победоносца лихой казак Ермак Тимофеевич направляет свое войско против полчищ хана Кучума. Эпическое полотно Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», которое восхитило Илью Репина, в апреле появится в Красноярске. И, без сомнения, станет центром притяжения на выставке, посвящённой 175-летию великого русского художника.
Как и когда будет доставлена картина из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, в коллекции которого она находится, в Красноярск - на родину художника, - узнавал корреспондент krsk.aif.ru
Летописи не читал
Эпическое полотно «Покорение Сибири Ермаком» основано на историческом событии. 1 октября 1581 года отряд Ермака – как пишут историографы, чуть менее тысячи человек, осадил столицу сибирского хана Кучума – крепость Искер. Для этого казаки сплавились по реке Иртыш, что стало неожиданностью для врага. Победа немногочисленного русского войска над превосходящими силами хана Кучума описана в Есиповской летописи. Однако первые упоминания об этой схватке были найдены в Кунгурской летописи, которую, по признанию художника, он не читал.
«А я ведь летописи и не читал. Она сама («Покорение Сибири Ермаком») мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я потом уж (по окончании картины) Кунгурскую летопись начал читать, вижу, совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня – скачущие. И теперь ведь как на пароходе едешь, – вдруг всадник на обрыв выскочит: дым, значит, увидал. Любопытство. В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюдён – в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда «всё точка в точку – противно даже», – делился Василий Суриков с поэтом-символистом Максимилианом Волошиным.
Картину он писал с 1891 по 1895 год. Замысел сюжета возник за два года до начала создания полотна, и в 1889 году началась кропотливая подготовительная работа. Суриков искал прототипы героев на минусинских золотых приисках, в Туруханском районе, на Каме, Оби, в Тобольске, на Дону.
О своих поисках он расскажет в письмах своей матери Прасковье Фёдоровне и брату Александру. Копии, которые хранились в Ростовском областном музее изобразительных искусств, нашёл известный донской краевед, подвижник, работавший учителем в школе родной станицы Раздорской, Леонид Агарков.
В этом казацком селе в поисках прототипов для Ермака и его есаула Кольцо и побывал Василий Иванович Суриков.
В первом письме, написанном в Москве 23 мая 1893 года, Суриков сообщал родным, что летом собирается отправиться на Дон.
«Из письма видно, что Сурикову эта поездка в наши края была крайне необходима, что он заранее наметил себе населённые пункты для посещения: Новочеркасск, Раздорскую, Старочеркасск. Суриков, не расставаясь с этюдником, исколесил Сибирь вдоль и поперёк. На пароходе, тарантасе, верхом на лошади и пешком, среди татар и вагулов, остяков и эвенков он искал типичные лица, характерные сцены, яркие детали.
Для Кучумова войска было сделано множество карандашных набросков, акварельных зарисовок и небольших этюдов маслом. Однако для картины одного сибирского материала было недостаточно. Теперь художник думал о группе Ермака. Нужны были, как говорил он сам, «лица старых казаков». Их-то и собирался написать Василий Иванович на Дону», – отмечает в своих трудах краевед Леонид Агарков.
Император перекупил картину
В станицу Раздорскую Суриков приехал вместе с двумя дочерьми, Леной и Олей. 4 июня он отправил в Красноярск второе письмо, в котором писал, что надеется найти здесь лица для картины.
«Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошёл на Волгу и Сибирь... Написал два лица казачьих, очень характерные, и лодку большую казачью. Завтра будет Войсковой станичный круг. Посмотрю там, что пригодится», – писал Суриков
Третье письмо, отправленное из Москвы 6 августа, подводит итог пребывания художника на Дону. Вот некоторые выдержки из него.
«Мы возвратились из поездки по Дону. Я написал много этюдов: все лица характерные. Дон напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдалённую родину. Меня казаки очень хорошо приняли. Жили мы в Раздорской станице, Константиновской, Старочеркасской, где находятся цепи Степана Разина; ездил с казаками на конях, и казаки хвалили мою посадку. «Ишь, – говорят, – ещё не служил, а ездит хорошо...» Нашёл для Ермака и его есаулов натуру для картины. Теперь уже вписываю их...»
В своём очерке о Сурикове, изданном в 1933 году, один из первых советских биографов художника Иван Евдокимов пишет: «В станице Раздорской художнику позирует для сподвижника Ермака, есаула Кольцо, казак Макар Агарков, а в станице Старочеркасской суриковская кисть запечатлевает казака Ивана Бугаевского».
Выставленная на 23-й выставке Товарищества передвижников в 1895 году картина «Покорение Сибири Ермаком» произвела настоящий фурор. Примечательно, что Суриков пообещал меценату Павлу Третьякову продать полотно за 30 тыс. рублей, но император Николай II, увидев картину, посчитал, что она должна стать национальным достоянием, и приобрёл её за 40 тыс. Это была очень внушительная сумма. Третьяков получил от Сурикова в подарок утешительный приз – уменьшенную копию картины.
С вооружённой охраной
Знаменитую и самую большую картину художника размером 3 на 6 м и весом около 200 кг планируют привезти в Красноярск в апреле. Точная дата не называется, так как сейчас идёт оформление необходимых документов. Процедура сложная, разрешение на вывоз художественных ценностей даёт только Министерство культуры Российской Федерации. Тем не менее уже есть понимание по срокам. Ориентировочно картина покинет Санкт-Петербургский Русский музей в марте.
«Мы даём Красноярску десять произведений из постоянной экспозиции Русского музея. В их числе картины, которые являются ключевыми, в частности «Взятие снежного городка». Без сомнения, центром выставки станет полотно «Покорение Сибири Ермаком», которую Русский музей предоставляет в качестве большого исключения, поскольку Красноярск – родина выдающегося художника, занимающего особое место в российской культуре, и 175-летие живописца – дата особая. Полотно большое, грандиозное. Такие произведения путешествуют редко, только в порядке исключения», – говорит заместитель генерального директора по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея Ольга Бабина.
Перемещаться полотно будет на валу. Это жёсткая цилиндрическая конструкция с гладкой поверхностью, с двух сторон которой два ограничителя для защиты произведения искусства. Накатка на вал – процесс сложный и небыстрый, картина после накатки прокладывается упаковочным материалом, бумагой, завязывается полосками ткани и укладывается в специальный ящик.
«Поедет картина, как и другие, в специализированном изотермическом фургоне, где обеспечивается постоянная влажность и температурный режим +18,+22 °С. Специальные крепления для ящиков исключают их движение внутри, электронные пневмоподвесы позволяют безопасно перемещать полотна. Транспортируют их с вооружённой охраной. Это обязательное условие», – рассказала Ольга Бабина.
Экспонироваться картина будет в музейном центре «Площадь Мира». Если министерство культуры РФ даст разрешение, то работа Сурикова будет находиться в столице края три месяца.
К слову, Русский музей не раз отправлял на выставки в Красноярск произведения Сурикова из своей коллекции, но эта картина станет событием огромной важности. Ведь живописец родился в Красноярске и называл себя природным казаком, предки которого пришли в Сибирь с Дона с атаманом Ермаком в XVI веке. Он гордился своим происхождением и говорил: «Со всех сторон я природный казак… Моё казачество более чем 200-летнее».