«Нежной силой окрылёна, светлой радостью дыша, красноярская Мадонна поднимает малыша». Так красноярский спелеолог, учёный, писатель и поэт Леонид Петренко писал об известной мозаике на фасаде кинотеатра «Родина», ныне Дома дружбы народов. Сюжет каменной картины знаком каждому жителю краевой столицы. Однако мало кто знает, что прообразом главных героев панно стали реальные люди.
Семейный сюжет
Глядя на рисунок мозаики «Родина-мать», задаёшься вопросом: кто эта статная женщина, поднимающая к небу ребёнка? Одни говорили, что это вымышленный образ, другие были убеждены: это жена и дочь автора картины, красноярского художника Евгения Кобытева.
Евгения Степановича давно уже нет в живых, а четыре года назад не стало и его дочери Веры Полынской-Кобытевой, тоже художницы. Однако в архивах Красноярской краевой научной библиотеки сохранились воспоминания Веры Евгеньевны.
«Много раз писали, что в той девочке на панно отец изобразил меня. Увы, но это не так. На тот момент мне было больше десяти лет, а вот прототипом героини действительно стала моя мама, художница Тамара Мирошкина. Отцу удалось внести в свою работу интимный, нежно-трогательный семейный сюжет». (Из воспоминаний Веры Евгеньевны.)
По камушку
Сегодня панно – одна из главных достопримечательностей Красноярска. Помимо женщины с ребёнком на нём изображены Красноярские Столбы, горы и леса. Кстати, создавали мозаику из енисейских камней. В 60-е годы Евгений Степанович преподавал в художественном училище имени В. И. Сурикова. В течение двух месяцев вместе со своими учениками он отбирал нужные для работы камни из Енисея: промывал, сортировал их по цвету.
Одна из его учениц Ольга Еселевич вспоминала, что работа была проделана грандиозная. Студенты в рюкзаках привозили камни прямо к кинотеатру, затем их поднимали по лесам к подготовленной кирпичной кладке, на которую кропотливо по грунту выкладывали мозаику сверху вниз полосами. Работали человек по 45–50, но на леса допускали максимум по двое.
Ещё одна городская легенда касается слова «Свобода», выложенного камнями на панно. Было много споров, однако доподлинно известно, что изображение – это копия надписи, нанесённой краской на Второй Столб в нацпарке.
Сколько людей работало над каменой картиной, точно не известно, но результат превзошёл все ожидания. «Родина-мать» стала настоящим шедевром красноярского монументального искусства.
Под особой охраной
С 2016 года мозаичное панно включено в перечень объектов культурного наследия Красноярского края. Как вспоминает специалист по связям с общественностью Дома дружбы народов «Родина» Татьяна Шокарева, судьба кинотеатра и его фасада была непростой.
После распада СССР мозаика долгие годы была под угрозой исчезновения. В 90-е годы некогда популярный кинотеатр опустел, помещение стали сдавать в аренду. Спустя время его даже хотели продать, однако в 2017 году на встрече с руководителями национально-культурных автономий края прозвучала идея разместить в этом месте Дом дружбы народов.
«Кинотеатр был открыт в 1965 году, а мозаика появилась годом позже. Долгое время здание пустовало, ухаживать за ним было некому. В итоге часть камней просто выпала из общей картины. Специалистам пришлось потрудиться, чтобы очистить панно от грязи, при этом не испортив его. Кроме того, они так же, как и Евгений Кобытев в своё время, отправились за материалом на берег Енисея. Задача была подобрать камни не только по цвету, но и по форме, чтобы они идеально подошли. В мае 2020 года состоялось долгожданное открытие», – рассказывает Татьяна Шокарева.
Несмотря на то что некоторые элементы картины всё же заменили, фасад, который помнят несколько поколений красноярцев, удалось сохранить.