aif.ru counter
12.03.2018 14:34
2507

Одинокие и забытые. Режиссер - о жестоком и бездушном отношении к старикам

«АиФ на Енисее» №10 (1947) 07/03/2018
Больше всего пожилые люди боятся одиночества.
Больше всего пожилые люди боятся одиночества. © / Shutterstock.com

Короткометражный художественный фильм «Забытые», красноярского режиссера, одержал победу в номинации «Лучший социальный фильм» на Казанском международном кинофестивале «ZILANT». Фильм затрагивает тему жестокого и бездушного отношения к одиноким пенсионерам. Что случилось с обществом и почему пожилые люди всё чаще становятся мишенью для мошенников, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал автор идеи и режиссёр Олег Троссель.

Забытое поколение

Кристина Смурова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Название фильма очень говорящее. Кем, по-вашему, сегодня забыты пенсионеры?

Олег Троссель: Всеми - детьми, государством. Забыты как слой населения. Человек отработал своё, и его списали; всё - больше он никому не нужен. И если государство считает, что, выплачивая пенсию 8-10 тыс., оно выполнило свой долг, то сильно ошибается! Старики нуждаются в общении, защите. А когда человек остаётся совсем один, без семьи, он нуждается в этом ещё больше. В нашем случае «Забытые» - это социальный слой населения.

- По сюжету, главный герой становится лакомым кусочком для мошенников. Почему, пройдя через много трудностей, видя развал страны — это поколение такое доверчивое?

- Сегодняшние пенсионеры - это советское поколение. У них другое мышление, другое отношение к жизни, они более добрые, открытые. И, как правило, именно этим и пользуются мошенники.

- Именно поэтому вы взялись за эту тему? Или был печальный пример из жизни?

- К счастью, ни у меня, ни среди моих друзей таких ситуаций не было. Но подобных историй сегодня немало. Хотелось дать почву для размышления, предложить людям поставить себя на место героев. Фильм - некий призыв: «Люди, остановитесь, посмотрите, что вы делаете!»

За полгода картина появилась на свет. Фото: Из личного архива О. Тросселя

Нажива дороже золота

- Что случилось с обществом? Почему те, кто должен защищать стариков, сегодня безжалостно предают их? 

- Во многом людьми движет алчность. В своих неудачах они винят других. Не сумев ничего добиться в жизни, они завидуют тем, кто выбился в люди, состоялся финансово. В итоге зависть слепит, и они готовы переступить через всё. Нужно понимать, что чернота и злость в душах людей зародились не в одночасье. Это длительный процесс. А глобальный скачок пришёлся именно на 90-е годы, когда произошёл развал страны, многие потеряли работу. В этой ситуации каждый выживал, как мог: вчерашний профессор вынужден был выйти на улицу и торговать, лишь бы как-то прокормить семью. Ценности у людей были утеряны. Как следствие краха страны произошёл крах в душах людей. Общество стало злым, завистливым. К сожалению, сегодня ситуация остаётся прежней: ради наживы люди готовы на многое, в том числе на предательство.

- Многие утверждают, что за рубежом пенсионерам живётся легче. Согласны с этим?

- Думаю, везде есть свои проблемы. Например, немцы считают, что в России старикам живётся лучше, есть льготы и соцзащита. В то время как наши соотечественники уверены в том, что за океаном люди больше путешествуют. Везде хорошо, где нас нет! Не нужно забывать и про то, что у нас разный менталитет. Например, в той же Германии в 90% случаев старики добровольно уходят в дома престарелых, где сгорают за считаные дни от одиночества.

Первая работа режиссера получила общее признание. Фото: Из личного архива О. Тросселя

Предательству нет оправданий

- В России тоже многие сдают своих родных в дома престарелых. И делают это из благих намерений, чтобы за человеком был должный уход, в конце концов, чтобы зарабатывать на жизнь. Разве это плохо? 

- На мой взгляд, это не что иное, как предательство. От стариков избавляются, как от чего-то ненужного, прикрываясь работой, придумывая различные отговорки. Таким поступкам нет оправдания. В конце концов, можно нанять сиделку, которая будет приходить домой и ухаживать, элементарно уделять внимание, разговаривать. Ведь ничто так не лечит, как родные стены. Отправляя родных в дома престарелых, мы приближаем час их смерти и готовим себе такую же участь, так как наши дети, видя подобное отношение, в будущем с большой вероятностью поступят аналогично. Действует закон бумеранга, который ещё никто не отменял. Кстати, наш второй фильм «Яблоко от яблони» будет именно на тему взаимоотношений отцов и детей.

- Ещё великий русский писатель И. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» поднимал проблему взаимоотношений разных поколений. Спустя годы что-нибудь изменилось?

- Нет. Это вечная тема. И я ничего нового не пытаюсь открыть. В одном убеждён точно: нет таких причин, которые могли бы оправдать предательство детей по отношению к родителям и наоборот.

Сценарий к фильму был написан всего за два месяца. Фото: Из личного архива О. Тросселя

Что скрыто за дверью?

- Есть хорошее высказывание: что посеешь, то и пожнёшь. Может, старшее поколение само виновато в своих бедах? 

- Отчасти. Я называю это «забытостью» собственных детей, когда родители сутками вынуждены вкалывать на работе, чтобы обеспечить семью. При этом детям уделяется очень мало внимания. В итоге характер многих формирует улица, и не всегда в лучшую сторону. Неудивительно, что в будущем дети с лёгкостью готовы отказаться от родителей. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», - истина, которая говорит о многом.

- Почему всё чаще, повзрослев, молодые стремятся уехать подальше от своих родителей? Большие семьи нынче не в моде?

- Многие стремятся уехать, чтобы им никто не мешал, не лез с советами, не осуждал. Человек мечтает о своём собственном пространстве, но ведь не факт, что за закрытой дверью он будет творить историю или делать что-то хорошее. Как правило, там бардак и пустота. Такое ощущение, что человек закрывает за ней свой стыд. Когда нечего скрывать, человек открыт к общению, готов жить в коллективе, в этой ситуации желание отстраниться и спрятаться не возникнет.

Как только человек вышел на пенсию, то стал лишним. Фото: Из личного архива О. Тросселя

Моральный толчок

- Наверное, приятно, когда твоя первая работа сразу получает признание?

- Победа на кинофестивале в первую очередь дала моральное удовлетворение. «Забытые» - это мой дебют, в котором я выступил не только как режиссёр, но и как автор сценария.  Однажды в разговоре со своим хорошим приятелем, известным актёром и режиссёром Александром Баргманом, я поделился своей мечтой о съёмках фильма и проблемой выбора подходящего сценария. На что он мне ответил: «Знаешь, сколько раз я слышал такие фразы: хочу снять, но нет сценария? Не хочешь! Хотел бы снять, давно сам бы написал сценарий». Его слова стали для меня настоящим моральным толчком! В итоге за два месяца был написан сценарий, около полугода ушло на весь съёмочно-производственный процесс. И я рад, что наш труд не остался незамеченным, в том числе и на кинофестивале в Казани. Надеемся также на победу и на других кинофестивалях, так как отправили заявки в Санкт-Петербург, Москву, Лондон, Париж и Биг-Сур.

- Увидит ли вашу картину массовый зритель?

- Конечно. Мы провели предварительные переговоры с краевой организацией «Енисей кино» по поводу городской премьеры фильма в «Доме кино». Также, ориентировочно, в мае этого года, фильм будет показан по одному из местных телеканалов. Надеюсь, что он не оставит зрителя равнодушным. А если после просмотра заставит остановиться хотя бы одного, желающего нажиться на доверчивости и беспомощности, это будет самой большой победой. То, ради чего всё это и затевалось. 

Досье
Олег Троссель родился в 1975 году в городе Нижне-Омск. В 1996 году окончил Красноярский государственный институт искусств, театральный факультет, курс Валерия Дьяконова. Несколько лет работал актёром в театрах Красноярска и Новосибирска. Последние 10 лет занимается производством видеорекламы. Женат, есть дочь.

Оставить комментарий (2)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество