Тарифы на вывоз твёрдо-коммунальных отходов (ТКО) вырастут для населения в 4 раза, для северных территорий - и того больше. Готов ли регион к «мусорной» реформе? По мнению большинства населения и ряда депутатов Законодательного собрания края, нет. Корреспондент «АиФ-Красноярск» разбирался в ситуации.
Уравниловки не будет
Краевое правительство утвердило тарифы на вывоз мусора 11 декабря этого года. Цифры для разных городов и районов края и его столицы разнятся: от 63,39 р. до 124,39 р. на одного человека в месяц в многоквартирных домах и от 99,61 р. до 199,03 р. - в частных. На севере края самые высокие тарифы, так как на их величину повлияла протяжённость территорий и низкая плотность населения. Если говорить о Красноярске, то для жителей левобережной и правобережной зоны стоимость вывоза мусора будет разной. Так, с 1 января 2019 года проживающие в многоквартирных домах на левом берегу будут платить 79,74 р., те, кто живёт в частном секторе, - 125,31 р. с человека. Жителям многоквартирных домов правобережья повезло меньше: их тариф составит 87,51 р., для частного сектора - 137,51 р.
Отметим, что с 1 января следующего года вывозить мусор будут региональные операторы. Из 19 определены 17, в Богучанском и Туруханском районах операторы пока не выбраны. Что касается механизма взимания платежей с населения, то, поскольку с нового года вывоз ТКО станет коммунальной услугой, жители многоэтажек получат отдельную квитанцию, в которой увидят строчку «За утилизацию бытовых отходов». Для проживающих в частных домах в пределах города плата будет включена в стоимость электроэнергии.
С кого спрос?
Вся ответственность за выполнение «мусорной» реформы в конечном итоге ляжет на муниципальные власти, которые обязаны построить площадки накопления, контейнерные площадки и закупить спецтехнику для сёл. В бюджете 2019 года на это предусмотрено 58,5 млн рублей. В масштабах края сумма ничтожна.
Кстати, на заседании комитета по природным ресурсам и экологии ЗС, которое прошло 6 декабря, при обсуждении проблем перехода на новые тарифы за утилизацию ТКО были названы и другие серьёзные проблемы: территориальная схема обращения с отходами уже устарела и требует доработки. Не утверждена региональная программа по обращению с коммунальными отходами. Инфраструктура для этих целей в 6 из 19 зон полностью отсутствует.
С критикой в адрес министра экологии Владимира Часовитина, который докладывал депутатам о подготовке к «мусорной» реформе, выступил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания края Александр Симановский. «Два года вы говорили нам о планах и теряли время. Муниципалитеты не готовы к реформе. Нет методического сопровождения, нет готовых площадок для сбора мусора. За это время нужно было работать с муниципалитетами, решить вопрос с субсидиями для граждан, определить порядок расчёта тарифа и заняться проблемами региональных операторов».
Вопрос о том, какие меры были предприняты исполнительной властью по реализации «мусорной» реформы, будет рассмотрен на первом заседании сессии Заксобрания в следующем году. Между тем, по мнению большинства населения края, увеличение тарифа на вывоз мусора в разы - это очередной побор с жителей.
Мнение эксперта
Вице-спикер Заксобрания края Алексей Кулеш:
- Изначально реформа задумывалась как изменение подходов к технологии обращения с ТКО. Предполагалось, что в тариф будет заложена инвестиционная составляющая, региональный оператор за короткий срок построит мусоросортировочные заводы, чтобы через несколько лет окупить свои затраты. На деле за эти деньги регоператор будет вывозить мусор на существующие полигоны, закапывать их под бульдозер и всё. Кроме того, люди просто не будут платить за вывоз мусора. А инструментов воздействия на них у регионального оператора практически нет. Одно дело - судиться с управляющими компаниями, другое - с сотнями тысяч физических лиц. Считаю, что «мусорная» реформа для населения - это второй мировоззренческий перелом, первый произошёл 4 года назад с капремонтом. Если за год в крае ничего не изменится, можно будет прямо говорить о её провале.