Примерное время чтения: 6 минут
28630

Водитель своей судьбы. Женщина на БелАЗе по карьеру ездит как на «Жигулях»

«АиФ на Енисее» №48 (2141) 01/12/2021
Наталя: «На разрезе мне всё интересно. Здесь я нашла себя. Люблю свою работу и очень ею дорожу».
Наталя: «На разрезе мне всё интересно. Здесь я нашла себя. Люблю свою работу и очень ею дорожу». / Наталья Ковтик / Из личного архива

Для того чтобы пройти к своему рабочему месту, Наталья преодолевает 13 ступенек. Приспосабливает под себя кресло, руль, ловит момент, когда с машиной, как говорится, установится связь. Ну что, поехали? Наталья Ковтик – водитель БелАЗа.

От бухгалтера до водителя такси

Наталья родилась в городе шахтёров – Черногорске (Хакасия). После школы, окончив колледж экономики, статистики и права, получила что ни на есть женскую профессию – бухгалтер производственного предприятия. Устроилась на работу в дочернюю организацию черногорского камвольно-суконного объединения, откуда ушла в декрет. А вот возвращаться оказалось некуда: предприятия банкротились, производства закрывались. Бухгалтерские знания оказались невостребованными. И тогда Наталья пошла работать диспетчером в такси. А потом стала водителем. Это сегодня женщина за рулём такси не редкость. А тогда таких отчаянных были единицы.

Фото: Из личного архива/ Наталья Ковтик

«У нас были «Жигули» шестой модели. На этой машине и стала таксовать. Но доход был нестабильным. Когда машина ломалась, был простой. День на день не приходился. Бывало, все полученные деньги на топливо уходили: сжигала бензина больше, чем зарабатывала. Рабочий день начинался в шесть утра, а заканчивался в час ночи, без выходных. Жила в автомобиле сутками, семьи не видела. Вы спрашиваете, что больше всего запомнилось? Не было ли страшно? Нет, не боялась, и особо ничего не происходило. Вспоминается, когда развозила пьяных, но про это писать в газете нельзя… Конечно, я искала работу».

Мечты сбываются

Наткнувшись в местной газете на объявление угольного предприятия Черногорска о наборе молодых женщин в экспериментальную группу водителей грузового самосвала, долго не задумывалась. «Пойду! Умею же водить «Жигули»! Грузовик… Тот же автомобиль, только больше».

Грузовым самосвалом оказался 130-тонный БелАЗ. Первое впечатление, когда она увидела машину: «Мама дорогая!» Ещё бы: высота колёс – 3 метра 20 сантиметров при росте Натальи 1 метр 66 сантиметров. Вернуться назад можно всегда. А вот попробовать…

В горном техникуме месяц обучали искусству вождения. Наталья потихоньку в теории и на практике постигала секреты общения с большой машиной. А потом началась работа. Стабильная, надёжная. У Натальи получилось. И её перевели на другой БелАЗ. Ещё больше.

«Скоро пять лет как вожу машину, грузоподъёмность которой – 220 тонн. Высота – 6,5 метра, ширина – 7 метров. Колёса – 3,6 метра. Экипаж – четыре человека: трое мужчин и я. В отличие от нас машина задействована круглосуточно».

Наталья и ее «ласточка».
Наталья и ее «ласточка», как она ласково называет свой БелАЗ. Фото: Из личного архива/ Наталья Ковтик

Коллеги вначале восприняли новенькую скептически. Не будем вспоминать эпитеты, которыми награждают мужчины женщин за рулём легковушек. И это небольшие авто. А тут – карьерный самосвал!

Сегодня к Наталье относятся с уважением. За ответственный подход к работе, надёжность и доброе отношение к машине, которую, несмотря на её габариты, она любовно называет ласточкой. 

Что ни говори, а у каждого водителя свой стиль вождения. Поговаривают, что Наталья на БелАЗе по карьеру ездит как … на «Жигулях»: легко и проворно, объезжая ямки и камни. Это только кажется, что большой машине всё нипочём. На самом деле все дорожные шероховатости эта махина передаёт водителю, вот и работаешь в кабине, как принцесса на горошине. Поэтому так важна взаимо­связь БелАЗа и его рулевого. А у Натальи она есть. Что и было доказано на соревнованиях, где экипажи боролись за звание лучшего. На автодроме нужно было пройти змейку, на скорости вписаться в ворота и не уронить стойки. А ещё пикой, закреплённой на бампере, проколоть установленный на подставке воздушный шарик. Это прямо-таки ювелирная работа – подъехать, примериться и точно попасть в этот крошечный по сравнению с машиной шарик. Их экипаж справился на отлично.

«Слышала, что победителям дают денежную премию. Я уже знала, на что потрачу: старый «Жигулёнок» надо было менять. Немного денег поднакопила, думаю, премию добавлю и куп­лю машину. Мужчинам из нашего экипажа дали денежный приз. А мне – ключи от «Форд Фокус»! Радости не было предела, мечты сбываются!» – снова переживает Наталья те мгновения счастья.

Найти себя

Наталья Олеговна на СУЭК трудится девятый год. В карьере знает каждую дорогу, где какой экскаватор стоит. Сколько за это время перевезла тонн угля – не скажет. Говорит, не считала, но много. Конечно, всякое бывало, в том числе и поломки. От них никуда не денешься, это производство. Да, устаёт и морально, и физически (12 часов вождения – большая нагрузка на позвоночник). Но это та усталость, что приносит удовлетворение от результата сделанной работы.

Счастлива ли она? На этот вопрос ответила, не задумываясь: «Да!» От того, что востребована, уверена в завтрашнем дне. От умения радоваться мелочам и не ныть по пустякам.

«Вот дебет с кредитом сводить – это скучно, – вспоминает она свою первую профессию. – На разрезе мне всё интересно. Здесь я нашла себя. Люблю свою работу и очень ею дорожу. Дочка выросла, получает профессию. По возможности стараюсь выехать за пределы республики, посмотреть уголки нашей страны. Признаюсь: нет мест лучше нашей Хакасии! Что ещё надо?»

Элегантная женщина, которой нет и 40 лет, в короткой меховой шубке, на прощанье помахала рукой, в которой были ключи от легковой машины, полученной в знак поощрения за её труд. Наталья точно знает: счастье осязаемо, нужно только не бояться пробовать новое. Как говорится, не ждите принца на белом коне, стройте свою судьбу сами.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах