Кругосветная экспедиция из Красноярска достигла берегов Антарктиды. Стартовав 9 июля 2017 года из столицы края, пройдя тысячи километров по рекам, морям и океанам, 17-метровая парусно-моторная красавица добралась до Антарктиды, как раз к двухсотлетию открытия континента экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. О том, как прошла большая часть пути рассказывает «АиФ-Красноярск».
Фантастическое путешествие
Объединение усилий профессиональных яхтсменов, фанатов и любителей парусов и подсказок от учёных Русского географического общества позволило сбыться очередному рукотворному чуду. Заброшенный ещё в Великую Отечественную войну из Ленинграда кораблик из экспериментальной стали когда-то оживили умелые руки, и сначала «Елизавета» ходила по Красноярскому морю. Про удивительную лодку узнали полярники, и тогда-то созрел план отправиться в кругосветную экспедицию по следам Великих географических открытий. Повторить путь первооткрывателей, не избегая при этом и опасных районов плавания, которые сейчас нанесены на все карты.
Группа единомышленников запланировала пять этапов экспедиции общей протяжённостью 31 тыс. морских миль (57,4 тыс. км): выйти из Красноярска, Северным морским путём дойти до Балтики, выбраться в Атлантику, спуститься вдоль Африки до Канарских островов, вновь пересечь Атлантику, посетить Антарктиду и вернуться домой через Тихий океан. Уже на первом этапе этой «прогулки» путешественники поняли: река и море отличаются, как небо и земля. Шоумен Максим Антипов шёл на яхте матросом от Красноярска. «Хоть Енисей-батюшка и своенравен, и не прост, но море совершенно другое. В нём человек – гость. На первом – арктическом – этапе довелось увидеть огромные ледовые поля, высаживаться на необитаемых островах, видеть диких оленей, белых медведей и спины китов. Общаться с жителями края земли на острове Вайгач. В море на яхте опасались больших судов. Особенно на ночных вахтах: эти громадины идут, как паровоз по рельсам, манёвр для них совершить – непростая задача». Испробовав шторм и штиль, посидев на мели, яхта в августе 2017 года пришла в Санкт-Петербург. Здесь её ждал серьёзный внутренний ремонт и замена винта. Судно обошло Европу, совершило трансатлантический переход, прошло Латинскую Америку и прибыло в Антарктиду.
Заметки командора
«Елизавета» не имеет постоянной команды. На разных этапах экипаж обновляется. Одни сходят на берег, другие поднимаются на борт. Проезд, что называется, бесплатный! От вас требуется стоять вахту, жить в тесноте, питаться чем дадут и быть готовым заплатить за топливо на паях с остальными. Судовой журнал ведёт, как положено, капитан Алексей Логинов. И его короткие записи в Интернете, как музыка, звучат для фанатов моря. «Мы вернулись из Антарктиды в Ушуайю (порт на острове Огненная земля, Аргентина). Дважды пересекли пролив Дрейка при ветрах до 21 м/с и волнах с трёхэтажный дом. «Елизавета» доказала свои прекрасные мореходные качества, а команда – твёрдость духа и неунывающий весёлый нрав. Это не просто экстремальный сейлинг, а приключение, которым все будут гордиться». «На подходе к Кабо Верде, островам Зелёного Мыса, за ночь на лодку налетело с полведра летучих рыбок. Жарили. Плакали, но ели. Вкусные создания». «Пришли в Рио. «И все поголовно в белых штанах...»
В Антарктиде «Елизавета» зашла на станцию «Беллинсгаузен» и двинулась в путь дальше. Впереди ещё два этапа – Тихоокеанский и Восточно-Арктический. По первоначальному плану яхта обогнёт Северную Америку, пройдёт через Берингов пролив, Северный Ледовитый океан и вернётся в Россию.