По дорогам Красноярска поехали первые электробусы. Двадцать новых машин уже прошли обкатку и теперь в тестовом режиме начали перевозить пассажиров. Девять машин экологичного транспорта прибыли в столицу края из Белоруссии, 11 – российского производства. Красноярск стал одним из первых городов за Уралом, где в суровых климатических условиях начали эксплуатировать современный электротранспорт.
Курс на экологичность
Развитие электротранспорта и замена старых автобусов на новые – часть комплексной программы по улучшению экологической обстановки Красноярска. В 2018 году во время визита президента Владимира Путина в краевую столицу правительству России совместно с региональными властями было дано поручение разработать документ по улучшению экологической ситуации в регионе.
За пять лет в этом направлении была проведена серьёзная работа – закрыты 33 из 36 малоэффективных котельных, крупные предприятия города взяли на себя обязательства по модернизации и снижению выбросов, расширены варианты перевода частного сектора на более экологичные виды отопления.
Но самые глобальные перемены коснулись общественного транспорта. Так, за это время было обновлено более 50% автобусного парка, троллейбусный – почти на 90%, трамвайный – на треть. Значительная часть новой техники была приобретена благодаря участию края в федеральном проекте «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Губернатор Красноярского края Михаил Котюков отметил, что электробусы – это вклад в улучшение экологической обстановки города.
«Для электробусов Красноярск сейчас самый восточный город, где самые суровые климатические условия. Поэтому мы должны посмотреть, как себя зарекомендует техника у нас, в Сибири, как в реальной жизни всё это будет работать. Производители здесь, с нами, будут помогать и формировать тот самый опыт эксплуатации, который позволит с учётом мнения горожан подготовить предложения, которые улучшат технику. Есть цель к 2028 году, к 400-летию краевой столицы, весь муниципальный транспорт сделать высокого экологического класса», – подчеркнул глава региона.
На грани фантастики
Современный лаконичный дизайн, комфортабельность и оснащение по последнему слову техники. Пожалуй, больше всех новому транспорту рады водители, ведь им проводить за рулём электробусов по нескольку часов в день.
«Очень рад, что пересел c троллейбуса на электробус. Во-первых, это экологично, нет выхлопов. Во-вторых, хорошая скорость движения, ничто не ограничивает маневренность на дороге. В Москве ездил на некоторых электробусах с пробегом почти в 300 тыс. км. И они ездят, это вполне неплохие показатели. В наш город пришли ещё более усовершенствованные, больше электроники, больше безопасности. Нигде этого не было. К примеру, троллейбус без подзарядки может проехать около 20 км, а автономный ход электробуса – все 50 км! А ещё мультируль имеется. Я могу с руля открывать двери, включать аварийку, наклонять кузов», – делится эмоциями водитель электробуса Руслан Гаврилюк.
«Скорость электробуса гораздо выше, потому что нас не сковывает контактная сеть. По эргономике, по вместительности, по просторности салона это прямо ощутимый прорыв», – говорит пассажир Евгений.
Новый транспорт оснащён системой ГЛОНАСС, светодиодными табло, системами видеонаблюдения и климат-контроля, спутниковой навигацией, Wi-Fi и USB-разъёмами для зарядки телефонов.
Особое внимание производители уделили маломобильным гражданам. В электробусе для них оборудованы специальные места. Также есть поручни и удобные спинки для остальных пассажиров, кому не достанется сидячего места. Кроме того, у машины при подъезде к остановке наклоняется правый борт, и женщинам с колясками и маломобильным пассажирам удобно заходить в салон.
«Как в иномарке японской едешь. С бензиновым и дизельным транспортом не сравнить», – делится пассажирка Ирина Агеева.
«Среди другого транспорта сильно выделяется. Увидели на остановке новый, красивый электробус. Внутри уютно, тепло. Пусть побольше такого транспорта появляется в городе», – говорят пассажиры Лариса и Алексей.
Специальные системы позволяют контролировать более 300 параметров электробуса в онлайн-режиме и передавать данные диспетчеру. Ещё одно отличие – система управления подвеской, которая позволяет поднимать электробус для преодоления сложных участков дороги.
Пробный маршрут
Больше всего красноярцы переживают, чтобы новые машины смогли прижиться в суровом сибирском климате. Ведь одна из частых проблем общественного транспорта – сбой работы во время морозов. Производители уверяют, что электробусы способны выдержать даже самые экстремальные температуры – от минус 40 до плюс 40 градусов.
В тестовом режиме электробус курсирует пока лишь по одному маршруту – № 6: Студенческий городок – Утиный плёс, через центр. Вместе с жителями возможности нового транспорта оценили губернатор Красноярского края Михаил Котюков и мэр города Владислав Логинов.
«Стоимость проезда в новом транспорте составит 32 рубля. Для удобства пассажиров установлено оборудование для безналичной оплаты. Расчёт за проезд возможен по банковской, транспортной или социальной карте, а также наличными. Ждём обратную связь от жителей, особенно в части удобства салона и безопасности», – отметил Владислав Логинов.
В начале февраля электробусы выведут на самостоятельный маршрут. Курсировать они будут между микрорайонами Северный и «Тихие Зори». Путь их будет пролегать по Октябрьскому мосту. А оттуда – по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий» на Предмостную площадь. Конечной остановкой станет улица Лесников. В обратном направлении электробус поедет по тому же маршруту. Общая протяжённость маршрута составит 22,9 км.
Подзарядился – и готов
Основная особенность нового вида общественного транспорта в том, что работает он от электричества. Причём зарядить многотонную машину не сложнее, чем мобильный телефон. Но для этого нужны специальные зарядные станции.
Поэтому ещё до того, как машины начали тестировать, в городе создали необходимую инфраструктуру. Так, зарядные станции уже установили в троллейбусных депо в пер. Телевизорный и ул. Березина, в районе правобережной развязки «Николаевский мост», на конечной остановке на ул. 9 Мая в Северном, а также на разворотном кольце в Студгородке. Всего же для Красноярска по нацпроектам «Экология» и «Безопасные качественные дороги» приобрели 5 зарядных станций. Мощность одной ЭЗС – 300 кВт, среднее время зарядки составит 25–40 минут.
Насколько новый вид транспорта удобен, экологичен и безопасен, каждый красноярец может убедиться лично. А вот у властей Красноярского края уже большие планы по развитию экологически чистого электрического транспорта в сибирском мегаполисе. Останавливаться всего на паре десятков электробусов город не собирается.