Его фотографии с заимки сибирских отшельников Лыковых можно обнаружить на просторах Интернета. Без указания фамилии автора. Хотя он есть – Николай Пролецкий, который дарил свои снимки в то время, когда Всемирная паутина ещё не охватила все уголки земного шара.
И вот спустя 30 лет журналист krsk.aif.ru решила восстановить справедливость и нашла одного из первых авторов фотографий семьи отшельников Лыковых.
Уникальные кадры
Чёрно-белые фотографии Карпа Осиповича и молодой Агафьи Лыковых, кадры их быта нашёл в своём архиве заслуженный пилот Российской Федерации Валерий Вернер из Хакасии. В 1980-е годы он летал на вертолёте Ми-8, доставляя груз геологоразведочной партии, которая работала в верховьях Абакана. О нем мы писали здесь.
Бывало, по пути забрасывал экспедицию к Лыковым. Тогда же на память ему подарили уникальные снимки. Вот он, оказывается, какой – Карп Осипович: седые вьющиеся волосы, окладистая борода. Агафья в молодости, как и сейчас, улыбчивая. Вот дом, в котором жили Лыковы, немудрёный скарб. Замечательный кадр: отец с дочерью показывают профессору, доктору медицинских наук Игорю Павловичу Назарову, как плести верёвки из кудели конопли, которую они специально выращивали на огороде.
Уникальные фото с заимки сибирских отшельников Лыковых 1980-х годов
Уникальные фото с заимки сибирских отшельников Лыковых 1980-х годов
«Фамилию фотографа не назову, знаю, что он из Абазы. Столько времени прошло, не помню», – сказал Валерий Андреевич. Снимки, которым больше 40 лет, он дал на время, «с возвратом».
Повезло!
Можно ли найти человека в таёжном городе по происшествии нескольких десятилетий? Оказывается, можно!
– Татьяна Михайловна, подключайтесь! Кто мог фотографировать Лыковых с момента их обнаружения? Копии снимков вам отправила, – звоню известному журналисту из хакасского города Абаза Татьяне Лисенковой.
– Это Николай Петрович Пролецкий. В нашем музее были выставки его фотографий. Сейчас он в Норильске, у сына. Постараюсь найти его телефон, – тут же откликнулась Лисенкова.
– Да, это мои фотографии, – из заполярного города признал свою работу Николай Петрович. – Из экспедиции, которую организовывал писатель Лев Степанович Черепанов. Он предложил учёным из медицинского и сельскохозяйственного направления изучить феномен выживания староверов.
– А вы как попали?
– Повезло!
Вот так журналист krsk.aif.ru нашла автора первых фотографий семьи Лыковых.
Экспедиция
Николай Пролецкий – шахтёр. После учёбы в Черногорском горном техникуме и последующей службы в армии обзавёлся семьёй и обосновался в Абазе. Устроился на работу – на рудник.
– Всю жизнь увлекался фотоделом. Вёл кружок на городской станции юных техников. Ребята с удовольствием занимались, – делится воспоминаниями Николай Петрович. – А вот образования у меня – ни педагогического, ни курсов по фотографированию – не было, я самоучка.
Знакомый мне подсказал: поступай на заочное отделение в народный университет искусств в Москве. Советом этим воспользовался. Знания лишними никогда не бывают. И вот нам дали контрольное задание – сделать фотографии из путешествия.
Про Лыковых у нас многие в Абазе знали, ещё до того как на них вышли геологи. А тут уже в открытую заговорили. Писатель Лев Черепанов учёных собрал. Постоянными членами экспедиции были доктор медицинских наук Игорь Назаров из Красноярского мединститута, художница Эльвира Мотакова. Каждая поездка пополнялась новыми людьми: учёными, в том числе сельскохозяйственного направления, служителями старообрядческой церкви.
Я подвизался проводить, помочь, работал как фотограф. Так стал постоянным членом экспедиции. Сдружились все. Не единожды к Лыковым ездили. Кстати, в университете за контрольную поставили «отлично».
Эльвира Мотакова написала картины «Отшельница» и «Портрет Агафьи». Игорь Назаров издал книгу «Таёжные отшельники». Лев Черепанов до конца жизни опекал Лыковых. У меня остались негативы со всех наших совместных поездок.
На мой взгляд, первые лучшие кадры сделала геолог Журавлёва, не помню её имени. Лыковы тогда не были знакомы с фотоаппаратом. По доброте душевной им объяснили, как делается снимок. И тогда Лыковы наотрез отказались фотографироваться. Когда на них наводили объектив, они отворачивались или прятались.
Что мне было делать? При съёмке Лыковых я первым применил метод скрытой камеры. Прятался в загон, где коза обитала, находил щёлку и ждал удачного кадра. Высовывался из-за спин, деревьев.
Один раз, показывая фотоаппарат, сказал Агафье, что это прибор, который определяет погоду: сейчас будет солнце, а вечером пойдёт дождь. Она слушала, хитро поглядывая: не обманываю ли? Сообразительная. Мне повезло, погода была такой, как я её описал.
Потом имел долгий разговор с Агафьей, переубеждал её, что ничего страшного в фотографии нет. Решили: этот грех не на ней, она же ничего не делает, а на том, кто фотографирует. При этом снимки со своим изображением рассматривала с удовольствием.
Кстати, режиссёр-кинодокументалист Олег Суриков, предупреждённый об отказе Лыковых сниматься, тоже пользовался методом скрытой съёмки. Рядом со штативом кинокамеры поставили оборудование геодезистов, к которому Карп Осипович и Агафья привыкли, аппаратуру располагали так, словно она смотрит в другую от них сторону. Фильм получился, на мой взгляд, хороший.
Опыт предков
– К тому времени, когда мы начали общаться с Лыковыми, мать их, Акулина Карповна, умерла от голода – в 1961 году. Их жизнь зависела от того, какой будет урожай зерновых, гороха, картофеля, репы, лука. Питались черемшой, кедровыми орехами, рыбой, дичью. В голодный год и берёзовые опилки были едой. Выращивали коноплю, из неё плели верёвки, пряли, шили одежду. А вот медвежье мясо не употребляли. Знали, что оно может быть заражено.
Как определил Лев Степанович Черепанов, картофель у них сорта «император», который был распространён в России ещё до революции. Они сохранили знания, накопленные из наблюдений предков.
Например, спрашивают Агафью: «Как вы проверяете всхожесть семян?» Она берёт стеклянную банку, наливает воду. Выбирает крупные, не битые, целые семена и по одному опускает в ёмкость. На некоторых появляется маленький пузырёк – значит, зерно живое. Этот метод вызвал восторг у учёных. Опыт, передающийся из поколения в поколение, сегодня утерян.
Разговоры по душам
– Хочу отметить, что Лыковы были грамотными. Агафья хорошо читала – слово к слову, лучше, чем Карп Осипович. Он, бывало, и сбивался, – продолжает вспоминать Николай Петрович. – Поражало, какая отличная память у Агафьи: она наизусть цитировала большие тексты, Сорокоуст, например.
Однажды у нас состоялся такой разговор:
– Агафья, а что такое макромир?
– Это космос.
– А микромир?
– Мельчайшие частицы, их не видно.
Очень наблюдательные. Помню, как сказали, что на небе «звёзды стали ходить». И тут нас осенило: точно, спутник же запустили. Самолётам удивлялись: «Надо же – летит и крыльями не машет».
Агафья любит и почитает место, где она родилась, – Еринат. Река, горы Западного Саяна и Горного Алтая, буйное, яркое разнотравье, хрустальный воздух.
Игорь Павлович Назаров говорил: «Воздух чистый, как в операционной». Действительно, как в операционной: положи под кедром на мох картофелину – сохраняется в первозданном виде, не чернеет и не портится.
Повезло тому, кто здесь побывал, увидел, прочувствовал эту красоту. А уж кто здесь родился, всегда будет тянуться к этому месту. Интересно, конечно, встретиться с Агафьей. Посидели бы с ней, поговорили. У нас есть что вспомнить, – сказал напоследок Николай Петрович Пролецкий.