Меж высоких гор и Ледовитого океана, в бескрайней тундре раскинул свои просторы полуостров Таймыр. Этот дикий и суровый край ещё сто лет назад был таким же, как и в глубокой древности, - неизведанным и загадочным. Он и сейчас для многих непостижим, а его народы до сих пор хранят тайну предков.
Сегодня на территории Таймыра проживают чуть больше 30 тыс. человек, и только треть из них - представители коренных малочисленных народов: энцы, нганасаны, долганы, ненцы, эвенки.
Самый древний и самый молодой
Самый древний народ Таймыра - нганасаны. Исследователь, к. и. н., заведующий отделом археологии и этнографии Красноярского краевого археологического музея Николай Макаров рассказывает, что предки нганасан населяли эту землю ещё шесть тысячелетий назад, но как народ сформировались в XIX-XX веках.
Само название полуострова с языка нганасан - «тай мирэм», «страна оленьих следов». Основными занятиями нганасан были охота на дикого оленя и сезонные промыслы: добыча гусей и рыболовство. Поэтому этот народ вёл полуоседлый образ жизни. Позже, когда нганасаны освоили оленеводство, они стали кочевниками. Мужчина становился полноправным членом рода с момента добычи первого оленя, женщина с выходом замуж и рождением ребёнка. Нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая.
А вот долганы - самый молодой и самый многочисленный народ полуострова. Он образовался в XVIII- начале XX веках в результате смешения якутов, эвенков и русских. Оленеводство долган развивалось под влиянием эвенков, ненцев, энцев и нганасан. От русских к ним пришла вера, жилище - балок (нартяной чум), хлеб, календарь, построенный на церковных праздниках.
Издавна их основными занятиями также были оленеводство, охота и рыболовство. Необходимость менять оленьи пастбища заставляла долган кочевать, переезжая с места на место. Для пастьбы долганы используют пастушью собаку. Сейчас долганы продолжают держать оленей, стали развивать и домашнее животноводство.
Проживают долганы в посёлках, подведомственных Дудинке (Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка), и посёлках сельского поселения Хатанга.
Многочисленные и умирающий
Энцы - самый малочисленный народ Таймыра. В течение ХХ века часть энцев ассимилировали нганасаны, часть - ненцы.
«Отец у меня энец ненецкого происхождения, у нас в чуме было двуязычие. Мы, дети, знали и до сих пор знаем оба языка. По сути, они родственные, но есть и много отличий - если ненец никогда не слышал энецкого языка, ничего не поймёт, - рассказывает уполномоченный по правам коренных и малочисленных народов в Красноярском крае Семён Пальчин. - Отец со своими братьями всегда говорил по-энецки, но в целом у нас в чуме мы говорили по-ненецки».
Несмотря на малочисленность народа, энцы всё же сохранили свой язык и культуру, правда, в основном среди людей старшего поколения. Раньше они были кочевым народом, сейчас кочевников среди них становится всё меньше.
Энцы представляют собой две территориально разобщённые группы: тундровые и лесные. Тундровые энцы проживают на самом севере сельского поселения Караул-Воронцово, лесные энцы - в посёлках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам).
Ненцы и эвенки - самые многочисленные народы. Ненцев в России около 50 тыс., на Таймыре проживает около 7%. Они являются исконными оленеводами. В течение всего года кочуют со стадами по просторам тундры. Помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы употребляли в пищу его мясо, из шкур шили одежду и делали жилище, рога использовали для варки клея и изготовления костяных деталей упряжи, рукояток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья.
Также большое значение в их жизни имеют охота и рыболовство. Долгие годы охотились на диких оленей, песца, лисицу, гусей и уток, а в летнее время важнейшим источником питания являлось рыболовство.
В основе религиозных верований ненцев лежит вера в духов, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости и огорчения, насылая различные болезни. Земля, реки, озёра, отдельные урочища имели своих духов - хозяев.
Расселены ненцы в посёлках сельского поселения Караул, по берегам Енисея и его притоков.
Эвенки - один из самых многочисленных северных народов. В мире их более 60 тыс. человек. Однако на Таймыре - менее 1%. Все они живут на берегу Хантайского озера. Эвенки были охотниками-оленеводами. При кочевом образе жизни и ограниченности транспортных средств количество предметов домашнего обихода было доведено до минимума, причём весь домашний скарб и сама семья во время перекочёвок помещались на нескольких санках.
Православие и шаманизм
Многие из северян хоть и обратились в христианство, как, например, долганы (95% населения причисляют себя к православным), до сих пор придерживаются многих языческих традиций.
Это первобытная религия, которая делит мир на три уровня: Верхний мир, Средний и Нижний. Обычные люди пребывают в Среднем мире, поэтому им просто невозможно обойтись без помощи посредника, имеющего доступ в другие миры, где обитают древние боги и духи умерших. Люди верят, что от этих духов и их поддержки зависит жизнь, здоровье и благосостояние всего племени. Таким посредником и является шаман, который путешествует по всем мирам Вселенной и вступает в контакт с разными духами. Обряд, который совершает шаман, чтобы вызвать духов и заручиться их поддержкой, называется камлание. Считается, что не каждый человек может стать шаманом, а только тот, у кого в семье уже были предки-шаманы.