aif.ru counter
1938

Конкуренты роботов. Педагог о воспитании детей поколения Y и Z

Нынешние подростки будут решать глобальные проблемы человечества.

Нынешний выпускник по одной специальности сможет работать не более 5 лет.
Нынешний выпускник по одной специальности сможет работать не более 5 лет. © / Из архива Вероники Барановой. / Из личного архива

Современный мир настолько стремительно меняется, что кажется – ещё чуть-чуть и мы совсем перестанем понимать друг друга. Проблема отцов и детей выходит на совершенно новый уровень. О том, как можно не только сохранить преемственность поколений, и помочь молодым людям справиться с вызовами современности, корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорил с педагогом Вероникой Барановой.  

Работа как игра

Татьяна Руденко, «АиФ-Красноярск»: Вероника Александровна, вы по образованию физик, но уже много лет занимаетесь обучением молодежи - сначала в качестве преподавателя вуза, потом в других организациях. Почему выбрали именно это направление деятельности?

Фото: Из личного архива Вероники Барановой.

Вероника Баранова: Физика изучает устройство мира, а мне хотелось понять, как оно отражается в мышлении человека и как можно повлиять на этот процесс. Математику и физику могу рассказывать на пальцах. Обучить этим предметам, дать определенный объем знаний не сложно. Но я для себя приняла решение, что гораздо важнее развивать мышление. И делать это способами, не похожими на то, что происходит в школе.

- Какое оно, «племя молодое, незнакомое»? Есть ли разница между поколениями или все люди проходят похожие этапы?

- Теория поколений утверждает, что существует качественная разница. Иксы (Х-поколение) - это люди, которым сейчас, условно, от 36 до 55 лет. Они способны много трудиться, терпеть во имя будущего, заточены на семью, воспитание детей. Следующее поколение - игреки (Y), это молодежь приблизительно от 16 до 33-35 лет. Они уже не хотят работать на перспективу, ради карьеры, статуса, материального благополучия - нужно чтобы было хорошо и интересно здесь и сейчас. Прежний подход к построению коллектива, его мотивации - пообещать блага в далеком будущем - теперь не работает. Поэтому сейчас используются совершенно другая мотивация и новая организация труда. Например, игровые технологии, когда элементы игры внедряются в рабочий процесс. Идеальная компания -  типа Apple, Яндекс, Google. Когда офис - это компания друзей, приблизительно равных, которым хорошо друг с другом работать, дружить и отдыхать. Это поколение не хочет строить далекие планы. Они любят путешествовать, свободнее мыслят и легче ко многому относятся. Но из-за того, что в основном не ставят для себя больших целей, не направлены на преодоление больших трудностей. Поэтому при возникновении проблем легко снимаются с якоря и уходят. В этом есть и плюсы, и минусы.

Школа не успела

- А как можно охарактеризовать нынешних подростков? Они ещё дальше от нас, взрослых?

- Зеты (Z) ещё маленькие, им меньше 15, про них пока мало что известно. Но есть данные, что они возьмут на себя постановку целей и решение задач в мировом масштабе. Им интересен окружающий мир, глобальные вопросы, например, экология. На родителей, игреков, они рассчитывать особо не могут, поэтому чувствуют свою ответственность.

Эти дети по-другому общаются. Во дворах появились шумные разновозрастные и разнополые компании. Такого не было уже много лет - подростки обычно просто сидели и точили лясы или смотрели в гаджеты. А сейчас - гоняют в футбол, играют в нормальные шумные игры. Один раз даже наблюдала игру в журналистское расследование. Стали гораздо меньше материться. Иногда ко мне приезжают в гости иностранцы и если раньше ребята от них шарахались, то эти здороваются и пытаются общаться. 

- Звучит обнадеживающе! Похоже, мы поймем друг друга?

- Не факт. Эти ребята попадают в совершенно другую информационную среду. Во-многом им приходится тяжелее. Связано это вот с какими факторами. Школьная программа очень инертная, она сложилась примерно в середине прошлого века, тогда она хорошо соотносилась с окружающими реалиями, уровень учителей был достаточный. Мир ушёл дальше, а система образования остались на том же уровне.

Когда мы учились, знали, что выбранная специальность бухгалтера или инженера будет кормить всю жизнь. А сейчас ситуация быстро меняется - одни профессии исчезают, другие появляются. По прогнозам в ближайшие десятилетия исчезнут нотариусы, бухгалтеры и даже системные администраторы. И по факту нынешний выпускник по одной специальности сможет работать не более 5 лет. Поэтому сейчас вся система образования должна заново, просто с нуля себя построить. Эта проблема актуальна во всем мире. В результате современные ребятишки растут в очень сложных условиях - они не знают, чему учиться, чему верить. Есть очень много обстоятельств, которые влияют на память, психику, социализацию. Им труднее, чем было нам.

Знания - это зло?

- Информации вокруг предостаточно! Трудность в том, чтобы отфильтровать нужное? Или слишком много требуется усвоить?

- В традиционном понимании быть образованным - это значит много знать. Мы считаем, что знание - это ценность. А я сейчас понимаю, что оно может вредить. Сейчас объясню. Что такое знание? Это ответ на какой-то вопрос, теоретические сведения о мироустройстве. Есть хорошая фраза: «эксперт - это существо, которое перестало думать, ибо оно знает». А мы сейчас живем в эпоху бешеного роста технологий, мир очень быстро меняется, знания стремительно устаревают. И дети во многом правы: зачем «грызть гранит науки», если включаешь компьютер - а там всё есть, пользуйся. Действительно, многие люди живут и работают, пользуясь готовыми знаниями. Живут неплохо и советуют «не изобретать велосипеды». Знать - комфортно, а думать - трудно. Но долго так продолжаться не будет: мы уже вступили в эпоху глобальной роботизации, автоматизации и искусственного интеллекта. В ближайшее время везде где можно, людей заменят. Роботы не устают, не болеют и не уходят в декрет. Все, что основано на готовых алгоритмах, будет автоматизировано. Человеку остается развивать то, что он пока делает лучше машин - мыслить. И именно этому надо учить молодых. Только вот просто так пользоваться не получается. Так вот, знание - это та штука, которая препятствует думанью. Человек начинает думать, только когда он чего-то не знает. Случилась какая-то проблема, не знаешь, что делать, и тогда начинаешь думать, самостоятельно находить ответы.

Человеку нужно учиться мыслить. Фото: Из личного архива Вероники Барановой.

- Тогда зачем так долго учиться? Может быть, надо просто показать ребятам, как пользоваться системой поиска информации?

- Нет, совсем от знаний отказываться нельзя. У школьных знаний особое предназначение. Известно, что большая часть того, что дают в школе, в жизни человеку не пригождается. Ни количество оболочек электронов в атоме бария, ни умение брать интегралы, ни классификация растений не находят практического применения. Смысл этих знаний совсем в другом - пока человек их осваивает, у него развивается мышление. Но только в том случае, если информацию не просто запомнили, а поняли, осознали, связали с остальным. Потом все это помогает при решении жизненных задач. Суть в том, чтобы в результате мышление повзрослевшего человека было способно справляться с вызовами современности. И конечно, на базе знаний человек строит свое мировоззрение, основу для  жизни. А наши подростки живут в мире с очень большим разрывом. Мы по-прежнему учим их знаниям, да и этому, честно говоря, учим не очень хорошо. Давно уже наблюдаю, что школьники гораздо лучше умеют обороняться от них, чем усваивать, это проще. Количество и скорость информации увеличились на порядки, а мозг человека, в том числе детский, не справляется с переработкой и вынужден защищаться. Ни знаний, ни целостного мировоззрения, ни мышления. Немногим ребятам удается преодолеть трудности, выйти на новый уровень развития. Появляется большой разрыв между теми, кто впереди и остальными. Но сейчас я говорю больше об игреках, с зетами я еще не работала.

Труд создал человека

- Есть ли выход? Как можно помочь ребятишкам?

- Мы слишком много им помогаем, мешая естественным процессам, а потом удивляемся, что дети зависимы и инфантильны. Одно из решений, на мой взгляд, давно найдено человечеством: это труд, причем прямо с детства. Ребёнок должен уметь выполнять домашние обязанности, отвечать за часть быта в семье и чувствовать ответственность за общее дело. Есть один момент, может быть, наиболее важный – результаты реального труда дают повод гордиться собой. Это великолепная вещь для построения собственного Я, уважения к себе.

Пять лет назад я поняла, что значит фраза «труд сделал из обезьяны человека». Трудно - от слова труд. Должно быть не только интересно, но и  трудно. Развитие человека происходит, когда он преодолевает этот порог. Пока комфортно, развития нет. 

- Как вы считаете, дают ли свои плоды методики раннего развития? Может быть, стоит просто раньше начинать?

- Я не сторонник раннего развития и постоянной родительской опеки. Лучше вернуть детям детство, природа мудрее нас. Любые умения должны приходить вовремя, когда для них созревает мозг и нервная система. Можно двухлетнего ребенка с большим трудом обучить завязывать шнурки, потратив на это кучу времени и сил. А в 5 лет он сделает это раз и запомнит на всю жизнь. Опережающее развитие порой идет во вред. Если хотите получить прекрасный цветок, нужно дождаться когда появится и созреет бутон. А если его начать расковыривать раньше времени, то можно и загубить. То же и с мышлением: в раннем детстве должны развиваться те его аспекты, которые связаны с исследованием, движением, воображением, а для логики мозг созревает только после 10 лет. Хотя, дети, конечно, бывают разные. Мой старший в 4 года уже считал тысячами, но научился этому сам.

Самое главное, дети в этом возрасте должны научиться хотеть. И получать желаемое не потому, что им кто-то дал, а в результате собственных усилий. Должны быть и лужи, и разбитые коленки. И драки и разбитые сердца. Потому, что это нормальное взросление, социализация. Так происходит развитие личности. А родители пускай стоят в сторонке и восхищаются.

Досье.
Вероника БАРАНОВА. Родилась в Красноярске в 1967 году. Окончила физический факультет КрасГУ. Вторая специальность - социальный педагог.Преподавала физику в КГУ; ТРИЗ и дисциплины психолого-педагогического блока в КГТУ. Работала завучем медиа-мастерской «Твори-Гора» Руководитель Центра технологий сильного мышления «Твой Эверест». Замужем, двое детей.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему в Красноярске хотят депортировать старовера из США?
  2. Чем коровы из Чехии лучше российских?
  3. Почему в роддом не пускают с цветными ногтями?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Что будет со «Столбами» после преобразования в национальный парк?