Примерное время чтения: 6 минут
1727

В ледовом плену. Почему северяне оказались в экономической блокаде?

«АиФ на Енисее» №51 (1936) 20/12/2017
200 населенных пунктов в крае находятся в труднодоступные территориях.
200 населенных пунктов в крае находятся в труднодоступные территориях. / Кирилл Шипицин / АиФ

На карте Красноярского края больше 200 населенных пунктов относятся к труднодоступным. Достаточно мест в крае, куда можно попасть исключительно воздушным путем, и стоя такие поездки недешево. Но, как оказалось, есть и такие населенные пункты, дороги в которые обрывает сам человек. Или его бизнес. Почему жители поселка Байкит остались без дороги, разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск».

Несдержанные обещания

На прошлой неделе жители Байкита узнали, что добраться домой им стоит денег. Больших денег - около 30 тыс. рублей.

Населённый пункт находится в Эвенкии. Живёт здесь чуть больше 3 тыс. человек. По прямой до Байкита из Красноярска 660 км, но это по карте. По дороге расстояние выходит в полтора раза больше - 950 км. Самолётом можно добраться за 7 тыс. рублей, подсесть в попутную машину - вдвое дешевле. Вот только с попутками начались серьёзные проблемы. Посёлок попал в настоящую экономическую блокаду. Зимник до Байкита в этом году никто прокладывать не стал, а другой дороги к цивилизации у него нет. Правда, можно попроситься к нефтяникам, воспользоваться их технологическим проездом вдоль трубы, по которой течёт эвенкийское чёрное золото. Но те за проезд, по словам жителей, просят деньги.

 Люди надеются на любую помощь. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

Едва появилось это сообщение, пресс-служба нефтяников прислала опровержение. В официальной бумаге говорится, что трассовые и технологические проезды вдоль открыты для медиков, МЧС, полиции и прочих. И даже простые жители Эвенкии, имеющие постоянную регистрацию и постоянно проживающие в непосредственной близости, могут пользоваться проездом без взимания платы, исключая цель - извлечение коммерческой выгоды. «Таким образом, деятельность компании не приводит к ограничениям транспортной доступности для местного населения, а, напротив, предоставляет дополнительные возможности для проезда».

Компания не препятствует проезду ни частного транспорта, ни автомобилей организаций края. Только в 2017г. рассмотрено и согласовано более 250 заявок на проезд. Жители Байкита обращаются по разным причинам: проезд на лечение, на учебу, в отпуск, за продуктами питания, товарами первой необходимости, говорит генеральный директор ООО «Транснефть-Восток», Александр Пузиков. - Ни одна заявка не остается без внимания, ни один отказ не выдается без уважительной причины. Безусловно, проезд имеет ограничения, ведь это не дорога общего пользования и разрешить передвигаться по нему любому желающему просто невозможно. Вдольтрассовый проезд является частью нефтепровода и его основная цель - обеспечение безопасной и бесперебойной работы производственного объекта. Однако в некоммерческих целях жители могут беспрепятственно и бесплатно пользоваться дорогой. Мы содействуем тому, чтобы жители не оказались в транспортной блокаде.

Альтернатива есть, но какая?

Несколько дней мы не могли связаться с Эвенкией. Телефоны просто молчали. На третий день ясность внёс начальник МКУ «Управление автомобильных дорог по Эвенкийскому муниципальному району» Иван Журавлев: «Автозимник в направлении Богучаны - Ангарский - Байкит существует уже более 10 лет и проходит через производственную площадку Юрубчено-Тохомского месторождения. С началом промышленной эксплуатации последовал запрет на пользование им. Из-за этого на территории Байкитской группы поселений сложилась крайне напряжённая обстановка со снабжением населения продуктами питания, ГСМ, ТНП и строительными материалами».

По словам Ивана Анатольевича, при освоении месторождения велись разговоры о том, что недропользователи будут обустраивать автозимники, обслуживающие месторождение, за свой счёт.

В настоящее время разработана проектно-сметная документация (за счёт нефтяников) на строительство автозимника в обход ЮТМ, но вопрос финансирования работ находится в неопределённой стадии в связи с отсутствием источника финансирования. Недропользователи финансовых средств не выделяют, а в правительстве Красноярского края на эти цели средств не предусмотрено.

При этом сам Журавлёв считает, что говорить об экономической блокаде жителей с. Байкит было бы, конечно, неправильно. Правда, его комментарий, похоже, насквозь пропитан иронией.

«Имеются 3 альтернативных проезда: маршрут движения через с. Богучаны. Но там придётся проехать по платному участку - 1 км для автомобиля массой до 25 тонн стоит 83,43 рубля, то есть, чтобы проехать по всему проезду, нужно заплатить 27,9 тыс. рублей. Есть маршрут через Северо-Енисейск, но там не действует паромная и ледовая переправа через р. Енисей в районе п. Епишино. И когда они начнут работать, неизвестно. Наконец, маршрут автозимника по направлению от Кодинска до Ванавары и далее по пути следования Оскоба - Ошарово - Куюмба - Байкит, автотранспортное движение по которому будет открыто на следующей неделе. Но движение в данном направлении увеличивает маршрут на расстояние более 700 км.

Теоретически нефтяники, конечно же, должны были построить дорогу взамен закрытой и даже выделили деньги на проектно-сметную документацию, но вот со строительством что-то не торопятся. Крайними же в данной ситуации становятся жители Байкитской группы поселений, которые теперь будут финансово, в стоимости продуктов питания и товаров первой необходимости, ощущать на себе нежелание недропользователей выполнять данные им обещания».

950 км по зимнику – и ы в Красноярске.
950 км по зимнику – и ы в Красноярске. Фото: АиФ/ Кирилл Шипицин

Отметим, что между населёнными пунктами Эвенкийского округа нет регулярного и постоянного сообщения ввиду отсутствия автомобильных дорог и необходимых транспортных средств.

С большинством из них существует лишь авиационное сообщение. С января по март действуют зимники - проложенные по льду рек временные дороги. По информации министерства транспорта, самый длинный зимник в крае соединяет Енисейск, Ярцево, Ворогово и Бор и составляет 325 км.

Самое большое расстояние - между Красноярском и Дудинкой (1530 км). Добраться можно самолётом за 12 тыс. рублей или пароходом: люкс - 28 тыс.

Уникальными даже среди труднодоступных считаются несколько населённых пунктов. Посёлок Воронцово получает почту ледоколом. А в деревни Жданиха, Новая и Катырык почту доставляют на болотоходах.

Мнение эксперта
Депутат Заксобрания Красноярского края, председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Анатолий Амосов: «В ситуации, сложившейся в Эвенкии, нет никакой логики, зато она может служить отличным примером отношения бизнеса к территории. Понятно, что население крайне возмущено. Ведь на стадии обсуждения проекта, когда только рассматривалась возможность вхождения нефтяников на нашу территорию, на её статусе был сделан особый акцент. Эвенкия - это территория традиционного проживания коренного северного народа. Наша земля охраняется отдельным законом РФ. И при подписании соглашения в нём были прописаны все пункты, обязательные для исполнения. Но как только началась промышленная добыча, бизнес о своих социальных обязательствах забыл. Что значит «взимание платы за пользование дорогой в случае извлечения жителем Эвенкии коммерческой прибыли»? Любой охотник везёт с большой Земли запас муки, сахара, других продуктов на всю зиму. О какой прибыли идёт речь? И даже если взять в расчёт коммерсантов, они не себе везут масло, консервы и прочее, а населению, выполняя абсолютно социальную функцию. Сейчас разговоры идут о том, чтобы изыскать деньги на строительство зимника и в без того напряжённом бюджете края. По-моему, это неправильно. Что такое 60 млн рублей для нефтяной компании? Копейки. Думаю, правильнее будет пересмотреть соглашение с нефтяниками в целом».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах