Александр Усс на итоговой пресс-конференции года признался: хочет не только построить метро, но и возродить в крае малые аэродромы и авиацию. А также поведал о перспективах газификации, рассказал о главных событиях года и вспомнил новогодние истории из детства.
Порядок в лесу
Александр Усс, губернатор Красноярского края: - Событий в этом году было много, для каждого из красноярцев главным стало что-то своё. Если брать последние, то для Сибирского федерального университета наверняка стала главной победа в финале КВН их команды «Так-то». Для работающих на Таймыре это начало опытно-промышленного бурения на нефтяном месторождении Пайяха. Для пострадавших от недобросовестных застройщиков наверняка главное - выплата компенсаций по фирме «Реставрация», а мы скоро найдём решение по ул. Грунтовой. Для себя выделю три главных события, и все на букву «У»: Универсиада, урожай рекордный и управление финансами - лучшее за 10 лет, с профицитом бюджета.
- Александр Викторович, а когда в главные события войдёт наведение порядка в лесной отрасли? Сколько лет нужно, чтоб выдавить оттуда китайский бизнес?
- В отрасли ситуация разнонаправленная, и это связано не только с китайскими предпринимателями. Там есть крупные предприятия, они демонстрируют высочайшую производственную культуру. И есть маленькие, бескультурные, с неналаженным учётом. У них на лесосеках остаётся до 50% леса, из помещений только вагончики-вахтовки, где руки не помыть, а женщинам и переодеться негде. У них посёлки и даже Канск завален отходами. Но с этим мы наведём порядок в ближайшие два-три года, не дольше. Что касается китайских коллег - я с ними намерен встретиться в конце января и объяснить наши требования к бизнесу. Проект будет курировать Владимир Шаешников, у него большой опыт работы. Считаю, что через три года лесная отрасль станет образцом порядка не только в крае, но и в стране!
Страхование рисков
- 19 ноября на Сейбе прорвало дамбу золотодобытчиков, погибли люди. Как если не сами подобные ЧП предотвратить, то хотя бы смягчить последствия?
- Край - лидер по добыче золота в стране, мы его добываем около 60 тонн, на втором месте Якутия с 30 тоннами. Основной вклад у нас делают крупные предприятия, но 280 мелких артелей и компаний работают на пятистах речках, хотя и добывают не больше четверти объёма. Надзор за ними - компетенция не местная, а федеральных структур - Росприроднадзора и Ростехнадзора. Однако мы в стороне не стояли, у нас были обращения, прокуратура выписывала по ним предписания. Но это не помогло, и мы намерены выйти на федеральный уровень с инициативой, чтобы золотодобывающие компании при получении лицензии полностью страховали риски аварий, загрязнений и прочего ущерба природе и людям. А то у них уставный капитал в 10 тыс. рублей, и в случае проблем взыскать нечего.
- Говорят, уже разработали проектную документацию на метро. Когда оно заработает?
Я очень хочу проехать на метро ещё в качестве губернатора! Но для этого надо либо метро построить за три-четыре года, либо пойти на второй срок в губернаторы. Я пока ориентируюсь на первый вариант.
«На глазок» не строят
- В Красноярске возвели прекрасный аэропорт, строят рулёжную дорожку. Но жителям полёты недоступны. В СССР можно было за 5 рублей слетать в Шарыпово, а сейчас или цены кусаются, или вообще самолёты не летают. Как повысить мобильность?
- Увы, цены определяет рынок. Мы пытаемся дотировать региональные перевозки, сделать их менее обременительными для пассажиров. Что касается перелётов по стране, особенно в Москву, - конкуренция делает своё дело: туда сейчас 8 рейсов, и они полностью заполняются. Цены, конечно, сильно разнятся - от заоблачных высот до вполне приемлемых 5 тыс. Кстати, в советское время полёт в Москву на Ил-18 стоил 65-70 рублей, с учётом тогдашней зарплаты стоимость более чем значительная.
Но вот региональная сеть оставляет желать лучшего. Порты были закрыты 20 лет назад, но мне очень хочется их восстановить. Часть северных передали Федерации, для них есть программа ремонтов. Оживляем авиацию на уровне края: объединили Красноярск и Черемшанку, выделяем миллиард рублей на новые самолёты АТР-72-500 вместо отживающих своё Ан-24 на местных линиях. Мы практически завершили переговоры с Норникелем и с компанией «Нордстар», чтобы свои АТР они тоже передали нам. И на фоне финансовой стабилизации краевой авиакомпании все заработанные деньги будем направлять на снижение местных тарифов.
- Но если до Канска или Ачинска пустить самолёты, то поездка до аэропорта на такси будет дороже, чем полёт!
- У меня есть цель восстановить как можно больше взлётных площадок. Я не случайно отправлял целую делегацию в Финляндию посмотреть, как у них аэродромчики работают. Там всё упрощено до предела: тот же сторож может и встречать самолёт, и заниматься его обслуживанием, выполнять другие функции. Мы тоже должны ориентироваться на удешевление содержания таких площадок. Жаль, но не всё тут зависит от нас, есть жёсткие федеральные регламенты, но это правильная задача. Я ведь помню, как к нам в Канск летали Ил-14.
- А что с газификацией края? В прошлом году с Газпромом подписан договор, а газа так и нет.
- В ближайшие три года скорее всего и не будет. Работы ведутся: подготовлена генеральная схема, подсчитаны потребители и их потребности, возможные варианты снабжения Красноярска и соответствующие тарифы – «на глазок» в энергетике ничего не делают. Городу понадобится около 5 млрд кубометров газа ежегодно. Проработана основная схема - трубопровод из Кемеровской области, его длина около 570 км, в нынешних ценах это не меньше 125 млрд рублей. Деньги более чем серьёзные, в краевом бюджете их нет. Перекладывать на Газпром - значит, заложить эту сумму в тариф, подняв его до небес, и никакого экономического смысла в газификации тогда не будет. Поэтому, когда окончательное решение будет принято, поставим вопрос перед Федерацией о финансировании проекта. Мы должны получить эти средства не за счёт потребителей.
Любимый праздник
- Вопрос о личном. Психологи говорят, что Новый год возвращает взрослых в детство. А какие у вас воспоминания? Как вы встречали праздник в школе?
- Да, есть одно воспоминание, как я потерялся в лесу. Тогда искусственных ёлок не было, я пошёл в лес, выбирал получше, но они то низкие, то веток не хватает, то бок кривой. Доходил до темноты - полдеревни меня искало. И хотя я двигался по направлению к дому, но был обескуражен: почему меня никто за красивую ёлочку не похвалил? На следующий день, правда, атмосфера в доме потеплела (Смеётся).
Лучше расскажу позитивный случай, как я на маскараде потряс школу самодельным костюмом! Это были чёрные трико и майка, я должен был изображать собаку. Мать из настоящей шерсти пришила клочки, а хвост был скручен сзади из проволоки, обшит и обручем пропущен под майкой. Достаточно пошевелить этот пояс - и хвост всячески там вилял и крутился. И это произвело впечатление на всю школу, уж не знаю почему. И мне очень нравилось.
- А ёлку настоящую ставите или нет? Почему
- Обычно прихожу домой - а она уже стоит! Делает это жена. И давно уже ставим искусственную. И дело, наверное, не в экологических вещах, просто так надёжнее, компактнее, проще с уборкой. Поэтому сегодня у нас уже стоит новогодняя, красивая - если особо не присматриваться, можно подумать, что настоящая ёлка!
Ну а я поздравляю жителей края с наступающим Новым годом! И хочу поблагодарить красноярцев за их солидарность и терпение в тех сложных ситуациях, в которых они находились в этом году.