Примерное время чтения: 9 минут
433

Всеволод Севастьянов: «Миссия России – собирать и защищать»

«АиФ на Енисее» №33 (1918) 16/08/2017
Россия богата выдающимися людьми.
Россия богата выдающимися людьми. / Фото Алексея Гусева / АиФ

Он служил стране в советское время, в сложные перестроечный и постперестроечный периоды и остаётся верным этому служению до сих пор. Всеволод Севастьянов – корифей красноярской политики, учёный и общественный деятель, человек с богатейшей биографией. Корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорил с ним о международных проблемах, героях прошлого и настоящего, духовном и земном.

Гимнастёрка, шашка и усы

Елена Есаулова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Всеволод Николаевич, вы встречались с легендарными личностями: Будённым, Гагариным… Чем они вам запомнились?

По мнению Всеволода Николаевича, наша страна способна объединить разные народы. Фото: Из личного архива Сергея Неделина

 

Всеволод Севастьянов: Запоминающихся встреч в моей жизни было много. В 1961 году я работал в крайкоме комсомола, был заведующим отделом военно-спортивной работы. В составе делегации поехал в Москву на пятый съезд ДОСААФ. Народ собрался молодой, энергичный. Видим - в президиуме сам Семён Михайлович Будённый. Гимнастёрка, шашка, усы… Я был так потрясён, что не запомнил, о чём были доклады. В перерыве все Будённого окружили, что-то спрашивали. А я простоял, просто держа его за рукав гимнастёрки. Он для меня был героем, живой легендой.

Видел я и Юрия Гагарина, когда тот приезжал в Красноярск. Но не общался, просто стоял в толпе, пока люди встречались с первым космонавтом. Помню приезды в Красноярск Хрущёва, Фиделя Кастро, Горбачёва, Ельцина, в каких-то встречах я сам принимал участие. По роду работы неоднократно общался с космонавтами. Ярких впечатлений сохранилось много. 

- Действительно, в советские времена не было недостатка в героях, на их примерах людей с детского сада учили родину любить. Как думаете, что стоит делать сегодня, чтобы растить новое поколение в духе любви к России?

- Сегодня создаются школьные организации, но ситуация с ними пробуксовывает, потому что неясно, на основании чего их строить. С Юнармией, например, дело идёт успешнее, чем с остальными, так как эта структура опирается на наше героическое военное прошлое. О нём надо обязательно рассказывать школьникам! Как-то после лекции в университете у меня случайно зашёл разговор со студентами о том, кем были Минин и Пожарский. Молодые люди считали, что это патриоты времён СССР. Я был в шоке. Студенты тоже себя неловко чувствовали. Встречаются и противоположные примеры. Выступал как-то в техникуме, спросил учащихся, кто такой Бэтмен - сразу получил верный ответ. Следом спросил, кем был Покрышкин, думал, не ответят. Но один парнишка встал и сказал, что Покрышкин - лётчик, герой Советского Союза. Был приятно удивлён.

Дети должны помнить героическое прошлое дедов. Фото: АиФАнатолий Белоногов

Россия славилась выдающимися людьми во все времена. Учёные, путешественники, изобретатели, спортсмены, люди искусства. Их биографии - колоссальный педагогический ресурс, который мы не используем. О них необходимо рассказывать молодёжи. Но для воспитания нашего школьника как гражданина нужно перестраивать систему образования. Я об этом писал в монографиях последних лет. 

Считать землю не нашей – кощунство!

- Сегодня наши отношения с Западом похожи на времена холодной войны. Как думаете, между нами когда-нибудь может сложиться нормальное партнёрство?

- Император Александр III говорил: «У России только два союзника - её армия и флот». До тех пор, пока это так, мы имеем гарантию мира. Как к нам относится Америка? Вот только один пример. Когда Мадлен Олбрайт была госсекретарём США, она говорила вполне политкорректные речи. Но уйдя с поста, позволила себе откровенность следующего содержания: «Неправильно, что в Сибири так много всего, и это всё принадлежит России». Могут ли быть нормальными отношения при таком подходе? Едва ли. Учитывайте и тот факт, что Россия не даёт развиваться глобальной потребительской экономической политике Запада, препятствует навязыванию всему миру идеологии потребления. Это конфликт идеологий, который длится давно, и я не вижу, что всё это может измениться к лучшему.

Простые мальчишки – будущее страны. Фото: АиФ/ Анатолий Белоногов

- Как оцениваете присоединение к России Крыма и тлеющий конфликт на Донбассе? Есть надежда, что ситуация там улучшится?

- Никогда не было сомнений в том, что Крым наш. Действия Никиты Хрущёва, передавшего когда-то его Украине, надо было давно оценить как незрелые. В Крыму пролито столько русской крови, что считать эту землю не нашей - кощунство! Тем более крымчане считали себя русскими и хотели жить в России. Справедливость восстановлена. 

Конечно, нам можно было бы сегодня вести себя на Востоке Украины резче, забрать и Донбасс. Но ведь это будет означать отказ от Харькова, Одессы, Киева. А с какой стати мы должны от них отказываться? Украину нужно вернуть в сферу нашего влияния. Это братский славянский народ, которому сегодня забили голову, но подобное состояние не вечно. Сейчас там просто дозревает ситуация.

Последний рубеж отечества

- Вы входите в Общественный совет при Красноярской митрополии. Для некоторых это стало неожиданным. Что побудило вас к этому?

- Предложение войти в состав Общественного совета и мне сначала показалось неожиданным. Но затем, проанализировав предшествующий период моей жизни, понял: в предложении есть логика.

Награды разных времён. Фото: АиФ/ Анатолий Белоногов

Отправной точкой моего осмысления роли православия в истории нашей страны стала фраза известного русофоба, американского политолога Збигнева Бжезинского. Он заявил, что США покончили с коммунизмом и СССР, теперь осталось поставить на место православную религию - и миссия Америки будет выполнена. Меня как коммуниста и патриота такие нападки на док­тринальную веру России задели. Начал изучать ситуацию с западной религиозной экспансией в нашей стране. Обнаружил позицию отступления РПЦ по многим принципиальным вопросам: на тот момент у нас ежегодно регистрировалось всего 12 православных общин и более 100 протестантских, западного толка. Написал статью «Рубеж», где выразил отношение ко всему происходящему, критиковал церковные власти и призывал стоять за православие как за последний рубеж Отечества. Это был 1999 год.

Потом получил приглашение в Абакан, на научно-церковную конференцию, посвящённую роли православия в Сибири. Я основательно готовился, встроил в выступление мысли о том, что основные постулаты революции: о свободе, равенстве и братстве - базировались на идеях христианства, и т. п.

Читал доклад в полной тишине. Закончил с напором, словами: «Мы должны отстоять православие как последний рубеж русской ментальности, как стояли под Сталинградом». Первым захлопал столичный гость, представитель Московского патриархата РПЦ, а за ним и весь зал. 

Тогда впервые задумался над тем, что борьба советской власти с православием, разрушение храмов были неправильны. Борьба со священниками-контрреволюционерами и с верой - далеко не одно и то же. В 1918 году её ещё можно было как-то объяснить накалом классовой борьбы, но потом, в послевоенные годы, когда РПЦ включилась в борьбу с фашистскими захватчиками! Зачем? Размышлял я и о том, какой была бы наша жизнь, если бы церковь встроилась в нашу советскую действительность. Как не вспомнить слова известного архиепископа Луки о том, что, если бы большевики не преследовали церковь, он бы стал коммунистом!

Ещё один фактор, который подвиг меня к вхождению в Общественный совет, - философский. Я верю в особую миссию России - собирать и защищать. Наша страна способна объединить разные народы и дать им возможность спокойно жить вместе. Вопрос консолидации нашего социума - основной, и сегодня к этой цели необходимо двигаться всем. Важнейшая объединяющая роль должна принадлежать православию - хранителю соборных традиций народа. И церковь, и советская власть всегда выступали за крепкие семьи, трезвость, воспитание молодёжи в духе любви к Родине. И я - защитник нравственных принципов, заложенных в советском моральном кодексе, и моральных канонов, на которых базируется церковь. И коммунисты, и православные - естественные союзники в борьбе с современным наглым идеологическим нашествием Запада на Русь.

- Вы сами верующий человек?

- Я человек не воцерковлённый, даже не крещёный, но нахожусь в процессе духовного поиска. И некоторые вещи из области православия для меня не очевидны. Но ведь непознанное не есть непознаваемое.

Досье
Всеволод Севастьянов родился в 1938 году в Красноярске. Окончил Сибирский технологический институт. Много лет был на комсомольской и партийной работе. Был ректором завода-втуза (СибГАУ им. М. Ф. Решетнёва), возглавлял Сибирский технологический институт. 12 лет был депутатом краевого совета народных депутатов, затем его председателем. В 1994-2016 гг. - депутат Заксобрания края. Дважды награждён орденом «Знак Почёта» и различными медалями.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах