Красноярск, 7 марта – «АиФ на Енисее». Старый архитектурный Красноярск уходит буквально на наших глазах, сменяясь современной застройкой. На пользу ли это городу?
- Уничтожение уникального деревянного кружева, надстройка этажей в памятниках архитектуры, дикое сочетание изящных усадеб прошлых столетий и современных построек из бетона и стекла - неполный список архитектурных преступлений, происходящих в центре нашего города, - рассуждает краевед Инна АНСИМОВА.
Преступление без наказания
«АиФ на Енисее»: - Инна Михайловна, в Красноярске собираются принимать генеральный план города. Сейчас в столице края множество архитектурных ляпов и несоответствий единому стилю. Какой опыт прошлого нужно учесть?
Инна Анисимова: - После сильного пожара в Красноярске в 1773 году геодезистом Петром Моисеевым был составлен первый план города. Тогда и появились улицы, параллельные Енисею, ведь самые первые были радиальными - от Воскресенского собора. В плане было чётко сказано, во-первых, о красной линии, за которую не могли выступать дома, а во-вторых, что высота дома должна была соответствовать длине квартала. Ни в коем случае дом не закрывал вид на Енисей и на Караульную гору, а также не был выше церкви. Это запрещалось категорически. Но сейчас всё нарушено… Много лет уже об этом говорят, однако ничего не меняется. Все эти разговоры - пустой звук. На фотографиях старого города дома, которых ныне нет, - они были снесены при застройке Стрелки, проспекта Мира. Уникальное деревянное кружево в старых зданиях - наш сибирский модерн. Как можно положительно относиться к уничтожению памятников архитектуры? Я считаю, что это преступление.
«АиФ на Енисее»: - Распространённое явление в центре города - надстройка этажей в памятниках архитектуры…
И.А.: - Этого безобразия в городе много. Взять хотя бы здание по проспекту Мира, 14, передающее дух своей эпохи, выполненное по так называемому образцовому проекту, который был составлен по указанию Петра I. Сейчас здание в полуразрушенном состоянии. А дом Терского (пр. Мира, 29)!..
В уникальном здании заделали часть окон. Ведь это лицо города, почему оно должно быть слепым? Я считаю, что памятники архитектуры трогать нельзя. Во-первых, при надстройках всё равно получается дисбаланс - ведь части разные. Посмотрите на дом, что был частью усадьбы купца С. Ф. Васильева, - его «поглотило» современное сооружение «Ванкорнефть». Нужна ли эта «нашлёпка» сверху? Во-вторых, здания тех эпох часто не сочетаются с современными «соседями».
Дом офицеров - яркий тому пример. Красивейшее здание архитектора В. А. Соколовского. Рядом стоит семиэтажное здание из стекла и бетона. Не дружат эти дома. Однако некоторые дома надстроены так, что это не бросается в глаза, например дом на перекрёстке ул. Парижской Коммуны и пр. Мира. Изначально он был двухэтажный, позже достроили третий этаж. Радует, что всё-таки многие старые дома на пр. Мира остались. А они хороши! Так, фотографии домов по адресам: пр. Мира, 44, и Маркса, 73, были на выставке в Венеции в 1967 году, и здания отметили за удачное использование цвета в архитектуре. И сейчас они радуют глаз. В городе есть множество произведений архитектуры, которыми можно гордиться. К примеру, католический костёл архитектора Владимира Соколовского. Конечно, это псевдоготика, однако в Сибири такого рода костёлов не было.
Забытые герои
«АиФ на Енисее»: - Тогда как сочетать современные требования города и памятники архитектуры?
И.А.: - Надо оставить в покое центр города. Красноярск находится в таком удачном месте, что можно строить и в других районах, например на Взлётке. Места много. Нужно оставить кусочек города купцов
XIX века. К слову, архитектурные памятники XVIII века почти не сохранились. Только Свято-Покровский кафедральный собор на Сурикова (1795 г.) и дом Терского (пр. Мира, 29) - самое старое жилое здание в городе.
«АиФ на Енисее»: - Большая беда Красноярска - узкие дороги. Зачастую, расширяя улицы, убирают газоны и деревья. В итоге наш город - в лидерах городов с самым загрязнённым воздухом.
И.А.: - Тут палка о двух концах. У нас был зелёный город. А теперь на проспекте Мира вместо живых деревьев поставили искусственные. Это издевательство над городом. Однако строителей можно понять: в центре некуда выносить улицы. С одной стороны - гора, с другой - Енисей. Положение безвыходное. В 1828 году первый губернатор приказал часть леса отгородить от коров - они паслись на лугу, где сейчас стоит памятник Ленину. Так появился центральный парк. Тогда он был естественным - тайга. Но лет пятьдесят назад заасфальтировали дорожки, сделали большую аллею и убрали часть леса. В итоге от парка ничего не осталось. Это варварство, так делать не надо было. А расширение улиц - это необходимость.
«АиФ на Енисее»: - Летом Красноярск отметит 385-летие. Какими личностями, город может гордиться? Возможно, стоит вспомнить о тех, кто забыт современниками.
И.А.: - Не буду оригинальна, но скажу: мало говорится про того же Дубенского. Памятник ему видно, лишь когда заезжаешь на гору. Зато на главной площади города возвели монумент Резанову. История любви Резанова и Кончиты красива, однако она никакого отношения к городу не имеет. В то же время первый губернатор Александр Петрович Степанов сделал для Красноярска многое: при его содействии было построено здание для воспитательного дома, при храмах открыты богадельни, он проводил работы по благоустройству города, приказал сделать первые тротуары, высадить на главной улице первые деверья. Увы, памятник ему до сих пор не возвели. Забыты и наши архитекторы. Какой уникальный краеведческий музей оставил нам Леонид Александрович Чернышов! Проект музея он подарил городу. Владимир Александрович Соколовский построил в городе более 50 домов - как деревянных, так и каменных. И их творения заслуживают бережного отношения.