Примерное время чтения: 5 минут
1905

Красноярский край утопает свалках мусора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ на Енисее 20/03/2013
Фото: Виталий Телин

Красноярск, 22 марта – «АиФ на Енисее». Среди сибирских регионов по производству мусора Красноярский край находится на втором месте.

Ежегодно здесь образуются сотни стихийных свалок, которые успешно «конкурируют» с отходами промышленности нашего экологически неблагополучного края. Но даже если завтра все ТБО нач­нут свозить только в официальные места захоронения, проблема для окружающей среды останется. Растущий поток мусора требует переработки, а не простого закапывания в землю.

В рамках акции «Народная приёмная АиФ» мы побывали во многих районах края. Жалобы на свалки были абсолютно вез­де. «У нас отходы сваливаются в бывших карьерах кирпичного завода, - рассказывает Анатолий АНЦИФЕРОВ, житель Канска. - Скоро будет так же, как было с полигоном лигнина бывшего биохимзавода, который не мог­ли несколько месяцев потушить». В Емельянове в начале года били тревогу по поводу закрытия официальной свалки: мусор-то всё равно надо было где-то складывать, поэтому и местные жители, и дачники из Красноярска начали бросать его прямо вдоль трассы. «Посёлок Раздолинск утопает в свалках, которые окружают его c четырёх сторон, - говорит Владимир МЕЛЬНИКОВ, уроженец Мотыгинского района. - Мусорки повсюду: за селом, на дорогах. Первое, что видят приезжие в посёлке, - свалка… ».

«Мы с конца 2010 года занимаемся вопросом свалки, которая официально не существует, но все её могут видеть на въезде в Козульку - она растянулась на километр, - говорит Виталий ТЕЛИН, депутат Козульского райсовета. - Власти выделяли средства на вывоз мусора, но воз и ныне там - куда делись деньги, непонятно».

По последним данным Минприроды РФ, в крае было 227 санк­ционированных мест размещения отходов. Нелегальных свалок в год выявляется в два раза больше. Как водится, возникают два вопроса: кто виноват и что делать? Насчёт вины вопрос немного риторический. И сами граждане грешат тем, что выкидывают отходы где ни попадя. Да и современное общество в целом производит мусора всё больше. В регионе сейчас действует целевая прог­рамма «Обращение с отходами на 2012-2014 годы». Её основной смысл заключается в массовой закупке контейнеров для сбора мусора, который потом вывозится на полигоны. Но бесконечно закапывать ТБО в землю нельзя. Например, в Красноярске ресурсов действующих полигонов хватит ещё лет на пять, не больше.

Инновационным подходом здесь может стать развитие мусороперерабатывающих заводов. Хотя какой он инновационный, когда во всём мире переработка мусора - уже давно выгодный бизнес? Но попытки внедрить мусоропереработку в том же крае­вом центре пока заходят в тупик. Утилизация ТБО на заводе в два раза дороже, чем на полигоне. Требуется политическая воля властей, чтобы внедрить повсеместную переработку отходов, без неё частнику не выплыть.

Первое в Красноярске мусороперерабатывающее предприятие, открывшееся несколько лет назад, разорилось. «Нет таких дураков, чтобы вкладывать в это деньги, - говорит Евгений МАЛЬЧИКОВ, бывший замдиректора компании. - Это утопия. Причина простая: у нас нет полигонов, есть только официальные свалки. Полигон - это техническое сооружение, которое должно строиться в соответствии с техническими регламентами, соблюдением экологических норм. Это затратное дело, а то, где у нас сегодня складируют мусор, в десятки раз дешевле. И предприятиям выгодней сдать мусор туда, где его просто закопают в яму». 

ВЗГЛЯД

Александр СИМАНОВСКИЙ, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края:

Чтобы защищать экологию, нам необходимо единое экологическое законодательство. Либо это будет единый закон, либо экологический кодекс, и плюс к этому - должны быть учтены полномочия субъектов Федерации в части законодательной базы. Как пример: мы разрабатываем краевую программу по обращению с бытовыми отходами, но не можем заставить наших производителей мусора вывозить его только на сортировку, а не на свалку. Потому что у нас в связи с этим возникают противоречия с Федеральным законодательством. Точно так же это касается и экологического мониторинга. Это федеральные полномочия, а мы вынуждены тратить деньги из бюджета Красноярского края, чтобы ставить дополнительные посты и следить за экологической обстановкой в регионе. Есть единая система контроля, которая передаёт данные в Москву, но мы не всегда имеем возможность этим воспользоваться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах