Примерное время чтения: 8 минут
6201

Полвека назад в поезде под Красноярском заживо сгорели больше сотни детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ на Енисее 29/05/2013 Сюжет История Красноярского края
Фото Анны Наумовой

Красноярск, 2 июня – «АиФ на Енисее». До сих пор нет документального свидетельства этой самой крупной в Красноярском крае железнодорожной катастрофы.

Неизвестно точное число и имена погибших, не понятно, кто понёс наказание за случившееся и понёс ли. Участников, ликвидаторов и их родственников заставили дать подписку о неразглашении. О том, что она была, говорит лишь братская могила на кладбище станции Минино.

Мы нашли очевидцев - жителей станции, на глазах которых это произошло. Их воспоминания помогли восстановить картину событий 54-летней давности.

«Думали, началась война»

Фото Анны Наумовой

 2 июня 1959 года поезд Красноярск - Абакан, в котором после пионерского слёта возвращались домой ребятишки с юга Красноярского края и Хакасии, вышел со станции Красноярск в 19.00. Примерно в 19.30 он остановился на станции Минино - ему загорелся красный сигнал семафора. Через несколько минут товарняк, которому в это время горел зелёный, вылетел навстречу по соседним путям и врезался в нефтеналивной состав - он стоял прямо напротив пассажирского. От чудовищного удара два вагона с детьми буквально выдавило с путей. Они упали на бок, состав расцепился, остальные вагоны укатились вперёд. Выбраться из упавших вагонов было невозможно - двери заблокировало, одни окна внизу, другие наверху. Горючее вспыхнуло - дети оказались в смертельной ловушке.

Виктору ИНДРИКОВУ, жителю станции Минино, тогда было 9 лет. Его отец, Иосиф Сидорович - железнодорожник - участвовал в ликвидации последствий аварии. И мальчишка оказался в самой гуще событий.

- Около восьми часов вечера 2 июня мы с ребятами вышли из клуба, - рассказывает Виктор Иосифович. - О том, что произошла авария, мы уже знали и пошли посмотреть. Пройдя километр от станции, увидели, что навстречу нам бегут люди. Когда дошли до обрыва, где упали вагоны, взорвалась первая бочка с нефтью. Это было похоже на атомный взрыв. Огромный чёрный столб дыма метров 50 в диаметре, а из него на высоте 500 м выходит яркое светящееся солнце. Страх был панический, все закричали и побежали врассыпную - думали, бомбёжка, война началась. Я побежал домой. Отца уже не было, всех железнодорожников сразу же мобилизовали. В 4 часа утра бабушка собралась идти к месту аварии, и я упросил её взять меня с собой. Зрелище кошмарное: всё горит, солдаты - человек 300, с шестами, направляют нефть в Караулку, речка бежит огненная. Два вагона перевёрнуты, запах человеческого мяса, обгоревшие останки, рядом расстелены военные палатки, в них солдаты складывают трупы. Две уже закрыли, третью натаскивают.

После в семье старались не говорить об аварии. Отец рассказал только, что с него и его товарищей взяли подписку о неразглашении. По словам Виктора Иосифовича, погибших было много. Из Красноярска в Абакан тогда ходил один поезд, на нём же ездили и дачники. В перевернувшихся вагонах в основном были дети. На поле, где они горели, валялись белые панамки и алые галстуки.

- Когда мы бежали к месту аварии, я слышал гул самолёта, - продолжает Виктор Иосифович. - Он летел низко-низко, видимо, разведывал обстановку. Ещё помню, что раненый машинист товарного поезда в шоке повторял одно и то же: «Я не виноват, я ехал на зелёный…»

Отцы падали в обморок

Ещё один очевидец - Галина БЕРЕЗИНЦЕВА, потомственная железнодорожница, всю жизнь прожила на станции Минино. В то лето ей был 21 год, она ждала рождения дочери. По словам женщины, бочки с нефтью подлетали в воздух, как мячики. Её мужа, железнодорожника, на аварию вызвали из отпуска. Он вернулся домой только через несколько дней и первое время даже кусок в горло взять не мог.

- Никогда не забуду, как хоронили жертв катастрофы, - говорит Галина Максимовна. - Тела собирали, грузили в вагоны и увозили в Красноярск, в Железнодорожный Дворец культуры. Там разбирали, складывали в гробы и везли обратно, на станцию Минино. Вызвали родственников. Те, кто опознал родных, забирали их домой. Но большинство никого не нашли и остались на похороны в Минино.

59 гробов выставили посреди деревни, в сосновом бору, врачей было много, машины скорой помощи, оркестр. Крики, слёзы, отцы детей падали в обморок, их поднимали. Я после этого месяц не могла в себя прийти.

На кладбище вырыли длинную траншею, сделали ступеньки вниз и спускали туда гробы. Те, кто их нёс, потом рассказывали, что гробы были очень тяжёлые, видимо, не по одному телу в них лежало.

По словам Галины Максимовны, машинист пассажирского поезда сильно обгорел. Отогнав отцепившиеся вагоны от места взрывов, он вернулся на пожар. К сожалению, женщина не помнит имени этого человека, который по сути дела совершил геройский поступок - спас остальных пассажиров поезда.

Так как до сих пор нет документального свидетельства этой катастрофы, неизвестна и её причина. Есть лишь версии, одна из них - неисправность семафора, в результате которой поезду, который должен был ехать, загорелся красный, а тому, кто должен был остановиться, - зелёный. Что же произошло на самом деле - неизвестно.

Место аварии расчистили очень быстро. Уже в 8 часов утра 3 июня по одному из путей пропускали поезда. Поле, где горели вагоны, очистили бульдозерами, распахали и засадили горохом. Через три недели появились всходы, и от аварии не осталось и следа. Только местами, там, где не смогли сразу убрать нефть, ещё несколько лет стояли чёрные лужицы.

Газеты того времени рапортовали, как замечательно прошёл в Красноярске XI слёт пионеров. О том, что половина пионеров с него не вернулась, - ни слова.

Земляника на могиле

Фото Анны Наумовой

 По воспоминаниям мининцев, первые десять лет на кладбище регулярно приезжали родные погибших. По всему периметру братской могилы висели таблички с именами и фамилиями. Сейчас там пробивается первая земляника, оградка заросла, а табличек осталось всего девять, остальные разворовали. На голубом памятнике в центре захоронения нет ни единого слова. Похоже, у партийцев советских времён получилось скрыть информацию о самой крупной в Красноярском крае железнодорожной катастрофе.

- Я библиотекарь и верю в силу печатного слова, - говорит Юлия ШУБНИКОВА, сотрудник краевой научной биб­лиотеки, которая вела своё расследование этой катастрофы. - Даже если после выхода статьи в печать ничего не прояснится, она останется в архивах и поможет тому, кто рано или поздно прольёт свет на эту историю.

Нам бы хотелось, чтобы это произошло как можно раньше, пока ещё живы очевидцы, пока не украли последние таблички с именами погибших детей, пока о них ещё кто-то помнит.

Денис КАШИН, начальник службы корпоративных коммуникаций Красноярской железной дороги:

- В 1959 году Красноярской железной дороги не существовало. Она принадлежала Восточно-Сибирской железной дороге с управлением в Иркутске. Поэтому каких-либо документов о катастрофе 2 июня 1959 года в архиве Красноярской железной дороги нет. Коллеги из Иркутска нам сообщили, что вся информация об этой трагедии в 1959 году была передана в КГБ.

Таблички вот с этими фамилиями остались на оградке братской могилы:

Алёшина Галина Лукьяновна, 1946 г. р.

Шугаева К.П., 1929 г. р.

Шугаев В.П., 1948 г. р.

Иванова У.Я., 1900 г. р.

Ниминущая(?) Г.С., 1936 г. р.

Малигловко Анатолий, 1947 г. р.

Хотеев Юрий, 1945 г. р.

Луппо Виктор, 1940 г. р.

Красильников Владимир Михайлович, 1911 г. р.

P.S. Уважаемые читатели!

Если кто-то был очевидцем этой страшной катастрофы и может пролить хоть какой-то свет на эту историю, если ваши родственники или знакомые ехали в данном поезде, пожалуйста, позвоните в редакцию по телефону: 2-918-918 или пишите на е-mail: svetahustik@yandex.ru 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах