Экономия до… лампочки. Зачем жителей края посадили на энергетический паёк?

Жители края кричат - и о тарифах, и о низком уровне жизни. © / Михаил Унк / АиФ на Енисее

С 2017 года тарифы на электричество и газ в России планируют резко повысить. Чиновники уверяют, что население платит слишком мало и поэтому приходится держать высокими цены для промышленных предприятий. Первый этап к изменению ценовой политики - введение социальной нормы энерго­потребления. Шесть регионов России, в том числе и Красноярский край, с 2013 года уже вступили в этот эксперимент. Мы попытались разобраться в «расчётках» и расчётах, чтобы понять, за что и сколько платим. А главное, как уложиться в норматив и снизить расходы на электроэнергию.

   
   

Тушите свет, господа…

На самом деле наш регион живёт по таким правилам уже восемь лет. Социальную норму потребления электроэнергии в нашем регионе установила РЭК ещё в 2005 году.

Показательно то, что в целом 70% объёма электроэнергии, которую потребляют жители края, оплачивается по социаль­ной норме. Фото: АиФ на Енисее

Норма едина на всей территории Красноярского края, не учитывает ни тип плиты, ни тип населённого пункта. Для жителей города и села она одна - 75 кВт/ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт/ч на абонента в месяц. Любите жить с «огоньком», придётся расплачиваться по более высокойцене. Единственное отличие - для домов, в которых есть электроотопительные установки. Здесь в отопительный период с 15 сентября по 15 мая соцнорма увеличена до 400 кВт/ч на абонента (дом) в месяц.

34 вилки и 15 свечей

Чтобы проверить, сколько тратит электроэнергии среднестатистическая семья из трёх человек, проживающая в двухкомнатной квартире, провожу эксперимент. В нашей семье трое человек, значит, нам позволено использовать не более 225 кВт. Для начала определяю потребителей энергии.Подсчитала всё, что включается в розетку. Как оказалось, в нашей квартире «проживает» 34 электроприбора. Больше всего пожирают энергию те, что имеют функцию нагрева: фен, утюг, электроплита и чайник. А, например, холодильник, который всегда в сети, по словам специалистов, «ест» электроэнергию суммарно всего 8 часов в сутки и при правильной его эксплуатации не навредит бюджету.

Подорвать семейное финансовое положение могут обычные электрические лампочки. Мы переехали недавно и ещё не обзавелись люстрами со множеством свечей. Но даже при таком раскладе в квартире 15 лампочек. Из них только одна энергосберегающая - в небольшом коридоре, и включается реже всех. Никогда не обращала на это внимания, но после эксперимента обязательно в первую очередь заменю лампу в кухне на более экономную. Ведь именно здесь свет горит дольше.

Ни в чём себе не отказывая

Первый день эксперимента - суббота. Включаем все имеющиеся в доме электроприборы, не задумываясь об экономии, периодически проверяя показания счётчика. Включаю телевизор, чайник, готовлю завтрак, параллельно закинув стирку в машинку-автомат. А когда вся семья встаёт из-за стола, отправляю грязную посуду в посудомойку. Одно нажатие кнопки - и я свободна от рутинной работы. Так, через три часа мы намотали 1,5 кВт.

После прогулки возвращаемся домой - и снова к сети. Чтобы сделать фарш, включаю электромясорубку, а овощи для салата варю в пароварке. Снова стираю, муж включает в розетку электродрель, чтобы прикрутить полку, а дочка - синтезатор. И пока соседи терпят эту какофонию, отмечаю показания - ещё плюс 2,2 кВт. Вечером мы ждём гостей. Поэтому на ужин готовлю торт, запекаю мясо в духовке. А перед сном снова включаю в сеть посудомойку. Итог. За один день, ни в чём себе не отказывая, мы намотали 8,5 кВт. Если бы так же активно мы потребляли энергию 30 дней в месяц, мы превысили бы норму на 25 кВт и переплатили бы за это удовольствие 45 рублей. Казалось бы, немного, но если умножить наколичество потребителей в Красноярском крае (почти три миллиона), энергетики получат солидную сумму.

   
   

Энергодиета

Этап второй - дефицитный, на который я посадила всю семью. Вспомнили, как жили на заре электрификации наши бабушки. Заранее определяем, от чего мы отказываемся. В первую очередь - от посудомоечной и стиральной машин.

Инфографика: АиФ на Енисее

Хотя это очень сложно, и долго мы на ручной стирке явно не протянем. Я уже готова смириться с тем, чтобы не гладить постельное бельё и одежду для дома. Мыть голову предлагаю всем вечером, чтобы утром не пользоваться феном. А заряжать сотовые телефоны - на работе.

Естественно,на этот период стараемся не включать без острой необходимости телевизор и компьютер, чай кипятим небольшими порциями на плите, а духовку используем только для хранения посуды. Нам она теперь не по карману. Перед выходом из дома на работу отключаем из розеток всё, кроме холодильника. Энергетики говорят, что даже если телевизор или компьютер не работает, но вилка остаётся в сети, он продолжает потреблять электроэнергию.

За один день нам удалось значительно снизить наши аппетиты, счётчик намотал всего 5,1 кВт. Значит, прожив месяц в таком режиме, мы свободно уложимся в норматив, заплатить придётся за 153 кВт. Но уже к концу второго дня эксперимента муж и дочь категорически отказываются участвовать в нём. Когда привычные электроприборы недоступны, и меня не покидает чувство дискомфорта. К сожалению, мы зависимы от благ цивилизации. И, признаемся честно, не привыкли к энергоголоду.

Подопытные кролики

Но больнее всего, как это часто случается в нашем государстве, такой режим энергоэкономии бьёт по самым незащищённым слоям населения.

Больше всего за электричество платят те, кто проводит много времени дома, - семьи с маленькими детьми, пенсионеры, инвалиды. Чаще других с жалобами на золотые «платёжки» звонят в редакцию жители частных домов. Средний платёж - 700-900 рублей. Это грабёж, учитывая нищенские зарплаты в сельской местности. «Почему мы, сибиряки, для нашего правительства словно подопытные кролики? Вот и эксперимент по введению соцнормы на электричество решили на нас отработать, - возмущается Зинаида МУРАТОВА из Зеленогорска. - Мы живём с мужем вдвоём в частном доме, стараемся лишний раз лампочки не включать, ни кондиционеров, ни электрических обогревателей не имеем. А в соцнорму всё равно не укладываемся. В нашем регионе столько ГЭС, все реки загубили в погоне за дешёвым «светом». Для кого всё это строится? Лично мы платим по 500 рублей в месяц энергетикам, и я не понимаю, для чего нас посадили на энергопаёк?»

«Да у нас каждый третий в деревне электроэнергию ворует, - признался нам Виктор, механизатор из Курагинского района. А что вы хотели, чтобы я из своей зарплаты 7 тысяч рублей 800 рублей отдавал за свет? А жить на что?»

* * *

Тем не менее пока большинство жителей края укладывается в норму, и платежи за электроэнергию не кажутся непомерными. Возможно, поэтому мы покупаем, не задумываясь, всё новые и новые электроприборы. Но государство намерено постепенно снижать соцнорму, а плату за перерасход энергии повышать. Вот тогда-то мы все почувствуем, как дорог нам этот свет.

КСТАТИ
Социальная норма потребления электроэнергии применяется только для населения. Помимо этого существует норматив потребления. Он применяется, когда собственники не подают показания приборов учёта. И вот тут придётся раскошелиться по полной. Для двухкомнатной квартиры нам могут поставить 110 кВт в месяц на человека, соответственно, в месяц придётся заплатить за 330 кВт электроэнергии. А это на 105 кВт больше соцнормы. И выложить за это 441 рубль. В отличие от населения какой-либо единый норматив для предприятий не применяется. При этом, по данным Красноярск­энергосбыта, за 9 месяцев 2013 года доля населения в суммарном потреблении электроэнергии составила 27,6%. Промышленные предприятия потребили около 49% электроэнергии.

Победить монополиста

Более четырёх лет длилась борьба жителя Красноярска Петра Зверева с ОАО «Красноярскэнергосбыт».

26 марта 2009 г. Пётр Николаевич сообщил энергетикам о поломке счётчика в его квартире и как наниматель, а не собственник жилья, с полным правом ожидал замены прибора за счёт департамента городского хозяйства. Вместо этого получил письма с требованиями оплатить новый прибор и его установку. Юрист по образованию, работавший в строительстве с 1969 года (последняя должность перед выходом на пенсию - директор по строительству КРАЗа), Пётр Зверев не хотел безропотно соглашаться с неправомерными запросами. В переписке пытался вразумить - обосновывал свой отказ выдержками из постановлений, но тщетно.

Энергетики не только не спешили выполнить обязательства, но и подали на красноярца в суд. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда к нему подключились специалисты Красноярского общества защиты прав потребителей.

«Мы установили, что ОАО «Красноярск­энергосбыт» выдвинуло свой иск, не составив акт о безучётном потреблении электро­энергии, а приобщённый к их заявлению акт о проверке пользования электрической энергией был незаконным. Пётр  Зверев при его составлении не присутствовал, копию акта под рос­пись не получал», - разъяснил Михаил ШЕВЦОВ, председатель общества.

В Центральном районном суде Пётр Зверев выиграл дело против энергетиков - их акт действительно признан незаконным. Суд также удовлетворил требования красноярца о взыскании с компании 3 000 рублей - компенсации морального вреда. Энергетики, однако, на этом не успокоились - опротестовали решение районного суда в краевом. Но и высшая инстанция признала правоту Зверева.

Теперь горожанин намерен добиться перерасчёта оплаты электроэнергии за годы тяжбы. Ведь всё это время вместо того чтобы заменить счётчик и насчитывать по реально потреб­лённымкиловаттам компания выставляла счёт по нормативам. В случае если энергетики откажутся удовлетворить его письменную претензию, красноярец подаст в суд. «Нужно добиваться признания своей правоты, - убежден Пётр Зверев. - Не надо думать, что Энергосбыт - всесильный монополист».

КОММЕНТАРИЙ

Нельзя загонять в каменный век

Александр УСС, спикер Заксобрания края: 

- Нормирование - это дело хорошее. Например, мэр Дивногорска поделился: как только установили счётчики на воду, потребление снизилось на 30%. Значит, люди стали рачительнее относиться к хозяйству. Но социальными нормами мы не имеем права загонять людей в каменный век. Мы живём в Сибири. Здесь холодно, темно, нужно больше света и тепла, чтобы вселить в людей оптимизм. Поэтому эта норма может и должна увеличиваться. Кроме того, принципы формирования тарифов должны быть более простыми и понятными потребителю. Когда мы везём уголь, лес в центральную часть страны, на запад или на восток, то мы платим за железнодорожные тарифы. Что касается доставки электроэнергии, то затраты на неё не зависят от расстояний. Так почему же те, кто находится в тысячах километров от ГЭС, и те, кто рядом с ней, имеют очень похожие тарифы?

Материалы подготовили 

Мария ЗАХАРОВА, 

Алексей БОНДАРЕВ,

Татьяна АНТИПЬЕВА