Ветер перемен: федеральная власть все чаще спускается «на места»

 

   
   

Москва далеко? Москва рядом!

В 2018 году был принят давно назревший закон о реформе судебной системы, инициатором которого выступил Верховный суд РФ. Глава Верховного суда Вячеслав Лебедев еще несколько лет назад отмечал проблему объективности и беспристрастности судей при вынесении ими решений. Когда дело идет по инстанциям внутри одного и того же региона (иногда и города!), включая апелляционные и кассационные жалобы, - это фикция, раз за разом подтверждающая решение суда первой инстанции. Новым законом в системе судов общей юрисдикции создаются надрегиональные апелляционные и кассационные суды. Они должны заработать не позднее 1 октября 2019 года. Осенью были утверждены кандидатуры всех председателей новых судов - пяти апелляционных и девяти кассационных.

«Такой подход позволяет оградить суды от возможного воздействия разного рода региональных групп влияния», - отмечает глава Совета судей Виктор Момотов.

Таким образом, остаются считанные месяцы до конца эпохи местного произвола, который обычно тем больше, чем дальше регион находится от федерального центра. Так сложился исторически менталитет региональных элит, отмечает политолог Василий Колташов: «Президент где-то далеко, а вот губернатор - сила».

По инерции десятилетий ощущение вседозволенности еще сохраняется в регионах в чиновничьей среде, хотя фактически это уже иллюзия. Подтверждением этому являются оперативные снятия с должностей и даже посадки власть имущих (точнее, власть имевших) в регионах. «Рука Москвы» оказалась гораздо ближе, чем думали местные чиновники. А наиболее «продвинутые» главы регионов уже действуют на опережение: так, по данным компании «Медиалогия», губернатор Саратовской области Валерий Радаев, оперативно уволив регионального министра занятости, труда и миграции за высказывания о том, что на 3500 рублей можно легко питаться месяц, существенно повысил свой медиарейтинг среди глав. 

Впрочем, сложно не отреагировать на социально болезненные точки. Несколько иным образом обстоят случаи, когда отсутствие волны общественного возмущения позволяет «заболачивать» дело. Именно с такими случаями и разберется новый закон.

Четвертый год абсурда

Один из примеров - резонансное дело с массовой гибелью людей в ДТП под поселком Козулька в Красноярском крае, которое тянется четвертый год. В результате столкновения пассажирского автобуса местного перевозчика с грузовиком компании из другого региона погибли 12 человек (в том числе оба водителя) и еще 32 пострадали. Предоставленные подтвержденные данные приборов и показания свидетелей позволяют с большой степенью вероятности сделать следующий вывод: грузовик двигался со скоростью 74 км/ч, автобус - более 100 км/ч, при этом именно автобус выехал на «встречку». Однако местными органами власти эти сведения не были приняты во внимание, в том числе и судом, на рассмотрении которого несколько лет находилось дело.

   
   

И вот на днях, после обжалования бездействия следователя, дело направлено уже в Новосибирск на очередную экспертизу. Смена региона, который будет исследовать причины ДТП, повышает вероятность справедливого расследования дела.

Автобусы местного перевозчика «Автоколонна 1967», один из которых и разбился в этом ДТП, неоднократно попадали в серьезные ДТП, а проверки Ространснадзора в отношении предприятия (в отношении ООО «Автоколонна 1967 – Запад») выявили множественные нарушения - от не прохождения инструктажа и обязательных медосмотров водителей до несоблюдения норм предельной вместимости транспортного средства.

Печальный перечень ДТП, в которых фигурирует транспорт «Автоколонны 1967», начался еще до указанного ДТП и продолжился позже. Так, за несколько дней до козульского ДТП автобус «Автоколонны 1967» разбился под Балахтой, не исключено, чтоточно так же выехав на встречную полосу с превышением скорости. Погибли 11 человек, вполне возможно, что из-за уснувшего за рулем 59-летнего водителя автобуса, который, по данным проверки, ехал 4-й рейс без отдыха.

И в случае двух подряд аналогичных ДТП предприятие легко могло лишиться лицензии. Соответственно, второе дело решилось и до сих пор решается в пользу местного перевозчика. Только вот вопрос оправданности сохранения такого бизнеса вышел боком - снова ДТП с летальным исходом.

14 декабря 2018 г. в Назаровском районе автобус «Автоколонны 1967», предположительно, выехал на встречку, где столкнулся с грузовиком Scania, в результате 4 человека погибли, 18 пострадали.

Что же это за предприятие? В составе «Автоколонны» - 11 дочерних организаций. За предприятием числится около 120 единиц подвижного состава и обслуживание 20 межрегиональных, междугородных, пригородных и городских регулярных маршрутов.

Проблема системная

Согласно федеральной Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, повышение безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений государственной политики. При этом в качестве рисков и угроз в области безопасности дорожного движения в документе, в частности, обозначен «приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении» - вполне вероятно, что именно это и имеет место в случае с «Автоколонной». И такой случай, похоже, типичен на региональных уровнях.

По данным ГИБДД, в России несколько лет подряд растет количество ДТП по вине водителей автобусов. За 2015 год такой рост составил почти 2%, за 2016 – уже 6%, за 2017 год - 5,9 % до 5608 случаев. А за 11 месяцев 2018 года по статистике ГИБДД количество ДТП по вине водителей автобусов составило 5229, что на 3,3% больше аналогичного периода прошлого года. 

Председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков в октябре 2018 года в связи с резким ростом ДТП по вине водителей автобусов отмечал: «Очень часто водителей заставляют работать без соблюдения режима труда и отдыха. Нет качественного технического и медицинского контроля. С самих водителей это ответственности тоже не снимает - они часто сами, управляя автобусом, разговаривают, например, по сотовому телефону; однако системной эту проблему делают именно перевозчики, экономящие на всем в ущерб безопасности пассажиров».