Ветеран Афганистана детям про войну не рассказывал

Фото: Дмитрий Момот

Красноярск, 21 февраля – «АиФ на Енисее».

   
   

Утром Александр Николаевич имеет возможность побыть в одиночестве. Супруга – на работе, дети, уже давно не живут под одной крышей с ветераном Афганистана. А сам мужчина работает раз в трое суток, на производстве. Глядя на этого 48-летнего подтянутого мужчину, потягивающего чай на кухне, никогда не подумаешь, что ему столько лет. И что он побывал в одной из самых горячих точек планеты.

«АиФ на Енисее»: - В Афганистане я прослужил 13 месяцев. Нас закинули в Кандагар, и там было жарко, - вспоминает Александр Троязыков.

krsk.aif.ru: - А как вы туда вообще попали? Осознанно шли, или…

«АиФ на Енисее»: - А раньше, я считаю, не было такого, чтобы от армии уклоняться. Все шли. Если там кого забракуют - так в слезы, мол возьмите меня. У нас, помню, был один такой из Березовки, который по здоровью не проходил. Но, правдами-неправдами упросил комиссию… И его взяли.

   
   

На службу Александр Троязыков попал в 70-ю отдельную мотострелковую бригаду, которая, кстати, была в Афгане от начала до конца. Последние бойцы этой бригады покинули палящие земли в августе 1988.

«АиФ на Енисее»: - Было много ребят из Сибири в нашей бригаде. Со многими до сих пор встречаемся. Недавно вот выпустили памятные знаки, для тех, кто был в Кандагаре.

Служба была непростая, рассказывает ветеран. Жаркий климат, чужая страна, постоянные обстрелы.

«АиФ на Енисее»: - Нас отправили на территорию, на которой постоянно работали наемники. Это – страшные бойцы, хорошо подготовленные. По плану мы через каждые 50 метров должны были ставить БТР. А перед этим территорию с воздуха зачищали. Но мы сунемся туда раз, - вспоминает Александр, - обстрел. Отходим. Опять авиация вход пошла. Сами на второй заход идем – опять стрельба. И в третий раз так же. Уже потом, в госпитале, мне рассказали, что «духи», оказывается, засели в трубе, под дорогой. Там и пережидали бомбежки. А когда мы начинали заступать на позицию, вылетали оттуда, как черт из табакерки. 

Тот бой для Александра стал последним в Афгане. Он оборонялся до последнего. Когда его БМП подбили, отстреливался из горящей машины.

«АиФ на Енисее»: - Меня ранили. Я продолжал стрелять. Не знаю, сколько я их убил. Не до счета было, - вздыхает Александр. – Потом потерял сознание. Сослуживцы уже вытащили из БМП, доставили в госпиталь. Все воспоминания начинаются оттуда.

За тот бой Александр получил медаль за отвагу. Кроме того, в память о службе на теле осталось множество шрамов.

«АиФ на Енисее»: - Я вернулся домой в 85, в апреле. И уже в августе женился, на Татьяне. Она ждала меня все это время. Такая романтика. Мы ведь с ней были с 16 лет знакомы. Сейчас у нас уже двое детей, внука воспитываем, когда его к нам привозят.

krsk.aif.ru: - А детям то рассказывали, как приходилось служить?

«АиФ на Енисее»: - Нет. Считаю, что им этого не стоило знать. А вот внук интересуется. Ему супруга показала раз мои медали, так он теперь постоянно просит: «Дедушка, покажи медальки!». Фотографии мои смотрит, просит рассказать: как, что. Меня узнает на каждой.

krsk.aif.ru: - А после армии вы чем занимались? Всё то время, пока не появился внук?

Устроился работать на завод. Организовали с ребятами клуб, где молодежь к армии готовили. А вот с началом 90-х, - герой Афгана вздыхает, - все распалось. Завод закрылся, подготовка к армии стала никому не интересна. Но я не сдался! Недавно, в 2010 мы восстановили клуб, он, правда, теперь в большей степени ветеранский. У нас там все собираются - и «афганцы», и кто Чечню прошел. Свой спортзал там есть. И молодежь готовы принимать, если такое желание возникнет.

Спортзал у Александра, есть и дома. На втором этаже он оборудовал маленький уголок, здесь тренажеры, гантели, штанги. Поддерживает себя в отличной форме ветеран вот уже несколько десятилетий. Тренировки старается не пропускать. А так же старается не пропускать встреч с однополчанами. Ездил в Минск, Смоленск, другие города России и СНГ.

«АиФ на Енисее»: - С каждым годом нас становится все меньше. А многие из современной молодежи – даже не знают, за что мы воевали. Кто-то из ребят-сослуживцев, я знаю, ходит в школы, рассказывает, что и как было. Но я пока так не могу.

Несмотря на медаль, Александр не считает себя героем. По его мнению, каждый, кто прошел через ту войну – просто выполнял свой долг, долг перед Родиной.

Смотрите также: