Красноярск, 24 июня — «АиФ на Енисее». Ему было 18 лет, когда началась война с Германией. И в памяти остался каждый день на фронте. Ведь столько было случаев, когда смерть проходила мимо!
Родился в рубашке
«АиФ на Енисее»: загораются молодым блеском. - Казалось бы, много, но для меня эти годы пролетели незаметно. Я прошёл две войны от начала до конца - с фашистской Германией и Японией.
Он рано остался без матери, рос с отцом и мачехой на Украине, в Запорожье. На глазах Олега был построен ДнепроГЭС - великая стройка социализма. Как большинство его сверстников, готовился защищать Родину и в мае 1941 года поступил в военно-инженерное училище.
- Мне было 18 лет, когда началась война, - вспоминает Олег Николаевич. - Нам выдали патроны, на занятия ходили с оружием, поскольку опасались немецких воздушных десантов. В ноябре нас бросили на фронт, на оборону Москвы. По специальности я сапёр, мы устанавливали минные поля, взрывали мосты, электростанции, чтобы они не достались врагу. Воевал на Северном Кавказе, в горах под Туапсе. Был на Малой Земле в Новороссийске.
Мне повезло, что я не был ранен. В одном бою пуля пробила мне сапог и оцарапала кожу на ноге. Был под пулями, под минами, бомбами. Но, видимо, родился в рубашке. Однажды лёг под сосну, и тут началась бомбёжка. Бомба попала в верхушку дерева, от сосны уцелел лишь пятиметровый пенёк, а я остался цел. В Геленджике, где мы ожидали высадку с морским десантом на Малую Землю, пришлось заночевать на территории старого хлебозавода. Ночью началась бомбёжка, одна бомба упала рядом со стеной, возле которой мы спали, и не взорвалась. На Малой Земле шли страшные бои, за нами было лишь море, помощи ждать было неоткуда, рассчитывали лишь на свои силы. Но выстояли! После Новороссийска в составе 6-й танковой бригады 2-го Украинского фронта освобождал Украину, Молдавию, Бессарабию, Румынию, Венгрию.
Диверсанты
В годы войны было немало ситуаций, когда жизнь висела на волоске…
- Однажды я встретился с немецкими диверсантами. Я тогда был молоденьким 19-летним лейтенантом, служил в Грозном, в воздушно-десантной бригаде. Нас готовили к выбросу в Крым, выдали парашюты, боеприпасы. В это время немцы прорвали фронт и устремились на Кавказ, и нас вместо Крыма бросили на защиту Грозного. Мне дали команду заминировать дорогу. Я взял с собой девять солдат, в брички погрузили мины и поехали. Смотрю, по шоссе к нам направляется большая группа военных. «Стой, кто идёт?» - окрикнул я. «Свои, - отвечают. - Идём из окружения». Я ничего не заподозрил. Разговаривает со мной только один человек, спрашивает, где найти пулемётную роту такого-то батальона. Я отвечаю: «Не знаю». Они пошли дальше. Все одеты в советскую форму, с автоматами ППШ, на левой руке у каждого - широкая белая повязка. Потом понял: чтобы не спутать с нашими, если начнётся перестрелка. Оказалось, это была немецкая диверсионная группа, направленная в Грозный, чтобы подрывать нефтеперегонные заводы и сеять панику в городе. Но наши войска вступили с диверсантами в бой и сорвали их планы.
Победу я встретил в Чехословакии. В три часа ночи нас разбудила сильная стрельба, выходим, командир бригады объявил: «Война окончилась!» Утром 8 мая нас посадили на танки и направили на Прагу. 9 мая мы уже были там. Далее наш эшелон отправили на восток. Думали, что едем домой, но нас привезли в Монголию. Путь лежал через пустыню Гоби в Манчжурию. Та война с Японией для меня закончилась без единого выстрела. Наша армия наступала через Большой Хинган, откуда нас никто не ждал. Мы зашли в глубокий тыл к японцам…
Олег Фролов на фронте остался жив. Его жена Фаина Михайловна верила, что от пуль его спасло небесное заступничество покойной матери.
- О смерти никто из нас на войне не думал, - говорит фронтовик. - Мы не знали, что будет завтра, но все, как один, верили в Победу!
«Зелёная улица» от Берии
Из-за контузии Олег Николаевич почти оглох и по состоянию здоровья не смог после войны учиться в военно-инженерной академии, как собирался. Поэтому он выбрал самую мирную профессию - строителя. Окончил МИСИ и по направлению приехал в 1952 году в Красноярск-26, где строился Горно-химический комбинат.
- Обстановка здесь была почти фронтовая, - рассказывает ветеран. - Мы работали днём и ночью, без выходных. На первых порах было с жильём трудновато. Мы, две молодые семейные пары, жили в одной комнате и вместо перегородки между кроватями натягивали простыню. Но не тужили, вместе встречали праздники, дружили и трудились.
Олег Николаевич, как представитель УКСа, курировал горные работы: строительство скальных выработок для размещения основных производств, - принимал все конструкции первого реактора и доставал оборудование для комбината по всей стране. Это был оборонный объект, предназначенный для наработки оружейного плутония для создания атомных бомб: в разгаре была холодная война, и стране требовался ядерный щит. Поэтому строительство велось в обстановке строгой секретности, быстрыми темпами, за выполнение работ спрашивали строго: первым руководителем советского атомного проекта был Лаврентий Берия.
- Берия распорядился: «Дайте всё необходимое комбинату», - и нам всюду была «зелёная улица», - рассказывает Олег Николаевич. - Например, приезжаю на завод, где делают реакторы. Мне говорят: «Не можем помочь». «А Лаврентий Павлович сказал, что вы можете», - возражаю я. И тут же решался вопрос. Оборудование, уже погруженное для отправки на другое предприятие, снимают с колёс и направляют нам.
Главное - любить!
Для своих 90 лет Олег Николаевич в хорошей физической форме, ему по силам и пол вымыть, и в магазин сходить, в последние годы он был опорой для своей супруги Фаины Михайловны, вместе с которой прожил 47 лет. К сожалению, в марте 2013 года она ушла из жизни. Дети далеко: сын Олега Николаевича работает в Москве, а дочь Галина вместе с семьёй уже 15 лет живёт в Ливии, где её муж Госан, гражданин Сирии, по контракту преподаёт в университете строительное дело. Галина профессию выбрала по примеру отца и мамы и окончила МИСИ, по образованию она инженер по водоснабжению и канализации, как Фаина Михайловна.
Спустя 70 лет красноярец узнал, где погиб отец >>
Олег Николаевич считает, что ему повезло трижды: в том, что он остался жив на фронте, приехал в Красноярск-26 и прожил жизнь вместе с любимой женой.
- Надо держать себя в руках! - открывает секрет долгой жизни Олег Николаевич. - Я всю жизнь не курил, старался держаться подальше от спиртного. А главное, по-доброму относился к людям, и они ко мне - тоже. Мало родиться в рубашке, главное - любить людей!