Сильный должен быть добрым. Жизненный девиз русского богатыря Ивана Ярыгина

Памятник знаменитому борцу на малой родине. © / Татьяна Бахтигозина / АиФ

В 2018 году двукратному олимпийскому чемпиону, великому борцу вольным стилем Ивану Ярыгину исполнилось бы 70 лет. О его победах, спортивных достижениях известно далеко за пределами страны. Но русского богатыря, одного из сильнейших людей в мире, в Сибири помнят и по добрым делам. В родном селе Сизая при его помощи построили церковь,школу и благо­устроенные дома для учителей и врачей. О поездке на малую родину борца рассказывает корреспондент «АиФ-Красноярск».

   
   

Визитка села

На малой родине спортсмена, в селе Сизая, недавно побывали его тренер Дмитрий Миндиашвили, друзья и журналисты в рамках пресс-тура, который организовали Красноярский союз журналистов и Академия борьбы.

Удивительной красоты село Сизая расположено точно на границе Красноярского края и Хакасии. Два региона в этом месте разделяет Енисей. Когда-то на въезде в село через Майнскую ГЭС дежурили милиционеры, жители ближайших населённых пунктов так и говорили: «Поехать через пограничный пост».

Сизая - село удивительной красоты. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Теперь визитная карточка села - храм святой великомученицы Евдокии. Белоснежное здание из местного саянского мрамора видно далеко на подъез­де к Сизой с противоположного берега, к нему обязательно едут молодожёны в день свадьбы - помолиться о будущей счастливой семейной жизни.

Все, кто здесь бывал, отмечают, что храм будто парит в воздухе. Место для строительства выбирал Иван Ярыгин. Это благодаря его стараниям, в том числе и финансовым, возвели церковь. Когда-то на этом месте выращивали дыни и арбузы. Но место было намоленным. Сельчане говорят, что сюда на службу собирались православные. Здесь же молилась и мама Ивана - Евдокия Павловна. После её смерти он и пообещал возвести храм. Проект для него подготовил красноярский архитектор Арэг Демирханов. Первые два года строительство шло при личном участии Ивана, сюда он приезжал при каждом удобном случае. После его смерти ещё два года церковь возводили друзья и родные спортсмена.

Место для храма выбрал Иван Ярыгин. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Вместе с храмом Иван начал строить в селе и современную школу на 300 учеников. Сегодня в одном её крыле располагается музей Ярыгина, которым руководит его сестра Любовь Акулич. Посетителям она рассказывает, как формировался характер сибирского богатыря.

«У нас была большая семья - десять детей: шестеро парней и четыре девчонки, все мы друг на друга очень похожи. Все к тяжёлому крестьянскому труду приучены с детства. Иван любил колоть дрова, косить сено. У нас была заготовительная контора, и он часто ходил в лес за ягодой. В музее хранится торба, в которую входит 8 вёдер ягоды, - так у него она была всегда полной, тогда как самые проворные набирали по 3-4 ведра. За шишкой мы тоже ходили, травы лечебные заготавливали. Ещё Ваня очень любил ловить хариуса на удочку. В этом он тоже был удачливым, улов у него всегда получался самый богатый». 

   
   

Он живой...

В музее хранится удочка, которую Ярыгин смастерил сам, - длиной она больше десяти метров. Говорят, что никто, кроме него, ей управлять не мог. Здесь же молот и наковальня - Иван помогал отцу в кузне, а заодно и ковал свою силу. Впечатляют спортивные костюмы борца. Местные школьники говорят, что в одну футболку помещается их трое. В экспозиции представлены кубки и медали, в том числе олимпийское золото.

«Ваня с детства очень любил футбол, - рассказывает его сестра Любовь. - Вокруг себя собирал ребят, тоже прививал им любовь к спорту. Даже на покосе маме говорил: «Всё, уже 4 часа - мне пора на игру». Вольной борьбой он начал заниматься только в 17 лет, когда поехал учиться в Абакан в автошколу, там он и встретил первого своего тренера - Владимира Ильича Чаркова».

На встречу с земляками Ярыгина приехал и наставник, который вывел спортсмена на олимпийское золото, - Дмитрий Миндиашвили. Причём врачи настоятельно рекомендовали ему остаться дома. Но лучший тренер 20-го века не послушал советов докторов. Он рассказал сельчанам о своём знакомстве с Иваном и о том, почему тот становился победителем.

На встречу приехал Дмитрий Миндиашвили. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Я всю жизнь чувствую, что он не умер, он живой - в серд­це у меня до такой степени сидит. Когда мы встретились, были друг у друга, это и было счастье. Говорят, я научил его приёмам. Но в нём сидело это от природы, от матери, от рода. Все лучшие качества, которые существуют в человеке, были у него. Иван был честным, скромным, надёжным, бескорыстным, очень добрым… На Олимпийских играх в Канаде за два дня до начала схваток он сломал на тренировке два ребра. Но что делать - готовились, на ковёр надо выходить. Всю ночь ему ставили уколы, я делал примочки. Задача была как можно быстрее класть противника на лопатки, чтобы никто не заподозрил о проблемах со здоровьем - это держалось в строжайшей тайне. И вот финальная схватка с американцем Расселом Хелликсоном, который откуда-то узнал про сломанные рёбра, стал хватать Ивана за них… Тот поединок закончился с баскетбольным счётом - 23:19. Ваня выполнил все приёмы, а наши борцы сейчас за весь чемпионат могут не сделать ни одного…»

В музее много интересных экспонатов. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Ваня-солнце

Пообщаться с тренером и посмотреть фильм о прославленном земляке «Тропа Ивана Ярыгина» собрались одноклассники спорт­смена. Говорят, что все они до сих пор очень дружны. В прошлом году на 50-летие окончания школы собралось 24 человека - съехались со всей страны. Сам же Ярыгин на такие встречи не попадал: то соревнования, то сборы. Но, когда бывал в селе, всегда с земляками устраивали посиделки на природе.

В семье было десять детей. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Мы его звали Ваня-Солнце, он рыженький такой был, высокий, здоровый, - рассказывает одноклассница Надежда Фандюшина (в девичестве Губанова). - Учился средне, в меру хулиганил, но отзывчивый был, девчонок всегда защищал. Раньше школа стояла на Енисее, и он тогда зимой замерзал, так Ваня по речке Голубой спускался до неё на коньках…»

«Я с ним дружил, у нас тоже семья была большая, - рассказывает одноклассник Виктор Васильев. - Мы вместе гуляли, играли в футбол и хоккей. У меня раньше был участок в тайге. Он туда как-то на вертолёте прилетел, и мы там неделю жили. Он камни кидал, так занимался - не везти же снаряды с собой в тайгу…»

С олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе Алексеем Шумаковым вольника свёл, конечно, спорт. Они дружили семьями. Говорит, дети до сих пор общаются. А на ярыгинском турнире Алексей всегда рядом с вдовой друга Натальей. 

«Мы вместе готовились к олимпийским играм в Монреале. До этого выступали в одних и тех же странах на чемпионатах Европы. Там я становился вторым, и Ваня тоже немного не­удачно выступал. Поэтому, когда после подготовки встретились в Канаде, Ваня подошёл ко мне и говорит: «Лёшенька, ты там проиграл, там не выиграл, давай здесь серьёзнее, иначе голову тебе отверну». Мне пришлось выигрывать, а следом выиграл и Ваня. Такая у нас история была… Что общего с Иваном? Я тоже из сибирской глубинки, вырос возле тайги в Абанском районе. На родине мы находили не только отдых - заряжались энергией родных мест, восстанавливались от всех неудач. В Сизой я был несколько раз. Приезжал к матери Ивана, был на похоронах его брата. И сейчас счастлив, что вновь здесь!»

В Сизой многие уверены: если бы не Иван, то село было бы совсем другим, - столько он для него сделал. Здесь великого земляка помнят и искренне любят. Говорят, что и лично он очень многим помогал. Своё кредо, «сильный должен быть добрым», пронёс через всю жизнь.