В Абакане прошел первый международный фестиваль «Дни джаза в Хакасии». На три дня в республику съехались звезды мирового уровня, одним из самых именитых гостей стал американский трубач Джоуи Морант, которого из-за внешнего сходства и мастерского владения инструментом часто называют живым воплощением легендарного Луи Армстронга.
Я вас почувствую – и этого достаточно
Небольшого роста, коренастый, явно не по погоде в лакированных ботинках американский трубач Джоуи Морант при встрече, которая состоялась перед его выступлением, сел на кресло и прикрыл рукой глаза. Наверное, вот так он определял вибрацию аудитории. Об этой самой вибрации он потом говорил не единожды. Что ему не надо знать языка, достаточно почувствовать человека. И когда выходит на сцену, он за 30 секунд ловит вот эту самую вибрацию зала и начинает импровизировать. Поэтому и не знает, что будет исполнять - все зависит от людей, которые пришли послушать его музыку.
Наверное, это действительно так. Потому что когда я обращалась через переводчика: «Вы приехали в Россию в период похолодания отношений между странами», Моранд не дожидаясь перевода, подмигнул мне. И сделал большие глаза, когда услышал о чем идет речь.
- Да? Меня так хорошо принимают в России, ни о чем подобном я и предположить не мог! Подавляющее большинство американцев не интересуются политикой и они, действительно, не знают, что творится в мире. Вы нравитесь мне. Вам, надеюсь, понравится моя музыка. И это - главное!
Джоуи Морант работал с Ареттой Франклин, Рэем Чарлзом и Полом Маккартни (его он назвал настоящим джентельменом). А еще Моранта сравнивают с Луи Армстронгом.
- Да, я знал Луи. Мне посчастливилось побывать в его доме в гостях перед его смертью. Нет, я не копирую его. Хочу быть самим собой. Но из уважения к нему на своих концертах я обязательно исполняю его произведения.
То, как владеет своим инструментом Джоуи Морант, вводит в экстаз специалистов и вызывает восторг неискушенной публики.
Путь к признанию был тернист
- В девять лет я работал разносчиком, помогал делать бутерброды. Учился в школе для бедных. Повезло с учителем музыки. Это он дал мне трубу, которая, к тому же была дырявой, и мне надо было придумать, как закрыть эти дырки. Я тогда еще не знал, что это один из наиболее сложных музыкальных инструментов. На саксофоне можно сжульничать, чего не сделаешь на трубе... После школы учиться дальше не мог - у родителей на мое обучение не было денег. Я слушал музыку на пластинках.
Как вспоминает Моранд, 20 лет он был морским пехотинцем и играл военные марши в военном оркестре: «это была хорошая школа». Он много наблюдает и слушает - в зрелом возрасте, когда он уже мог себе позволить, окончил философский факультет в университете.
- Надо понимать себя - к чему стремиться, какая у тебя цель. Иначе не можешь быть успешным нигде - не только в выбранной профессии, вообще в жизни.
А еще он профессиональный кикбоксер, выиграл более 150 боев, имеет черный пояс. И все это взаимосвязано - музыка, любовь, самозащита, по мнению Джоуи Моранта, от Вселенной.
- Любовь - очень трудная вещь. Это большая работа. Надо понимать - что такое любить, что чувствует партнер, слышать его. Потому в Америке так много разводов, что этого нет, поэтому такая путаница. Надо творить любовь. Ведь девушки - цветы Вселенной!
К этим «цветам» 70-летний музыкант, по всей видимости, относится с особым отношением:
- Пробовал ли я национальную кухню? Не знаю, там такая девушка принесла блюдо - другого мне и не надо!
«Ослиная задница»
Сегодня джаз принимают во всем мире. Но ведь было время, когда считали, что это музыка чернокожих жителей Африки. Есть ли разница между игрой джаза «белого» музыканта и афроамериканским?
- В первой половине XX века черные музыканты играли блестяще джаз и прекрасно импровизировали, но в большинстве своем они не владели нотной грамотой. Зато белые исполнители имели музыкальное образование, но джазовая импровизация им давалась плохо.
Принципиальный перелом произошел в конце 40-годов, когда в Бостоне открыли музыкальную консерваторию имени Беркли. И все желающие - не только американцы, но и музыканты со всего мира могли обучаться джазу. Хотя исторически джаз был музыкой низов. Его исполняли в публичных домах и называли «jackass», что означает «ослиная задница»…
Для американского исполнителя джаза русский язык ассоциируется с музыкой Чайковского. По его мнению, американцы еще не до конца поняли музыку великих русских композиторов, так что все открытия еще впереди.
Выступал Джоуи Морант с джазовым трио республиканской филармонии: Роман Ясенков (контрабас), Дмитрий Ярков (рояль), Дмитрий Дерябин (барабаны).
- Мне все равно, как они будут одеты. Они должны быть в хорошей форме и понимать музыку.
Ребята на первую репетицию пришли подготовленными - ориентировочно Морант указал произведения, которые он будет исполнять. Это они так думали. Что такое импровизация они почувствовали не только на репетиции, но и в момент концерта. В какие-то моменты у них менялось выражение лица, но надо отдать им должное - с Джоуи они сыгрались, и он им дал хорошую оценку. С учетом того, с какими музыкантами работал Морант, это дорогого стоит.
Все вместе - «Подмосковные вечера»
…На сцену Джоуи вышел в блестящем пиджаке, золотистом галстуке и лакированных на этот раз белых туфлях. И смотрелся очень органично. Ходил по залу, приглашая девушек на сцену, которые танцевали под музыку в исполнении именитого музыканта. А потом зрительный зал, которым дирижировал Джоуи Морант, пел «Подмосковные вечера».
И напоследок. Не принято озвучивать суммы контрактов. В том, что в Абакане прошел международный фестиваль джаза, вложились Министерства культуры России и Хакасии, Альфа-Банка и собственные средства республиканской филармонии. Цены билетов вполне доступны (от 500 до 1500 рублей), насколько это возможно в рамках столь дорогостоящего проекта.
Арина МАЛИНИНА