За несколько дней до Нового года стало известно, что дирижёр красноярского академического симфонического оркестра Марк Кадин все-таки покидает Красноярск. «АиФ на Енисее» публикует интервью маэстро, записанное незадолго до этого известия.
Поставим точку?
- Марк Львович, уже больше месяца идет обсуждение ситуации с продлением вашего контракта с филармонией. Хотелось бы расставить точки над i, потому что все, что мы видели и слышали до этого - не столько ваши слова, сколько их интерпретация. Можете прокомментировать ситуацию и подвести некий итог?
- Вообще странно, что ситуация с дирижёром оркестра вышла на один уровень общественного внимания наряду с украинским кризисом и исламскими боевиками. Но суть заключается в том, что директор филармонии приняла решение не продлевать мой контракт. С ней не согласились музыканты оркестра, которые обратились к властям с просьбой помочь.
Губернатор сразу понял, в чем заключается опасность и принял решение. Он предложил мне вернуться, и, уже находясь на своем рабочем месте, думать, что делать дальше. Оставлять оркестр без дирижёра нельзя. Это порождает массу проблем, которые неопытное руководство филармонии не могло спрогнозировать.
Оркестр - не завод, не фабрика, не музыкальная школа, наконец. Это огромный коллектив людей с разными темпераментами, со своими особенностями. Найти к каждому подход - непросто. Самое главное, что во всех оркестрах во всем мире главное лицо, хотите вы того или нет - дирижёр. Гибридные формы управления нигде и никогда не приводили к успеху.
Жалованье вперед
- Насколько полно вы принимаете участие в распределении финансовых средств оркестра?
- Я должен справедливо распределять причитающиеся оркестру деньги, потому что никто лучше меня не знает, насколько тот или иной музыкант принимал участие в жизни оркестра.
- Но вы всё равно держитесь в рамках определённой суммы выделенной на нужды оркестра? То есть, в независимости от того, кто находится на посту худрука, оркестр получит определённую сумму и ни копейкой меньше?
- Я надеюсь, что так и будет. Но я ведь не бухгалтер, и могу только по косвенным признакам определять - отщипнули что-то от нашего куска пирога или нет.
- Просто одна из версий происходящего - в филармонии начали делить финансовые потоки.
- Хочу прояснить ситуацию, из-за которой, скорее всего, возник такой слух. В нашей бухгалтерии была допущена техническая ошибка. Летом в качестве отпускных артистам была выплачена увеличенная сумма. А к концу года выяснилось, что этой суммы не хватает на выплату зарплаты. И когда всем сказали, что денег они получат меньше, возникли вопросы.
В общем, хоть и неприятный сюрприз, но ничего страшного, мы просто выбрали часть зарплаты вперёд. Главная ошибка в том, что директору нужно было сразу поговорить с людьми и объяснить все.
- Не так давно прозвучала информация о том, что у филармонии нет средств на закупку расходных материалов для оркестра?
- Это правда. Необходимый объём материалов к новому сезону мы всегда получали в сентябре. Но в этом году из бухгалтерии пришло сообщение, что деньги есть только на 60% от необходимого, а остальное будет профинансировано в 2015 году.
- Есть ли у вас личная заинтересованность в больших кассовых сборах, в привлечении новых людей в зал?
- Это моя работа. Я заинтересован в полном зале. Делаю все, чтобы наши концерты были доступны широкому кругу людей, но не опускаюсь до вульгарщины. У меня впереди много работы, и сейчас я занят новыми программами.
Как заполучить зрителя
- Оркестр сейчас готовит традиционный новогодний концерт. Кстати, очень многие просили об одном - «Только не Штраус!».
- Они так сказали?! «Новогодний концерт» - идея бывшего министра культура края Геннадия Рукши. Он просил приблизить формат к традиционному новогоднему выступлению Венского филармонического оркестра. Я, кстати, не ожидал, что затея будет иметь такой успех. Это стало для меня самой великой неожиданностью за все время работы в Красноярске.
В следующие концерты Геннадий Леонидович упорно просил ставить Штрауса. Я пытался объяснить, что слишком мало доступных произведений этого композитора для формирования новых программ, но он был непреклонен. Так что идея всегда играть Штрауса - не моя. Всем читателям могу сказать, что в этом году концерт будет отличаться от предыдущих.
- Что необходимо сделать, чтобы привлечь нового слушателя? Каков вообще культурный уровень красноярцев в целом?
- Общий уровень образованности и вовлечения в культурную жизнь у красноярцев достаточно велик. А зрителя надо приглашать, а не заманивать. Один раз обмануть его можно, но потом он вовсе не придет. Недавний проект «Осень в Париже» тому доказательство - люди пришли, купившись на красивую рекламу, но не получили того, что ожидали и уходили из зала. Честными нужно быть. Нельзя обещать зрителю «тяжелый рок XVIII века», имея в виду Бетховена.
- Но «кассу» делать нужно, кризис опять же?
- И поэтому не грех использовать все возможности для этого? Ну, да, сейчас, благодаря частым упоминаниям оркестра в СМИ, мы имеем положительную динамику по зрителям. Деньги не пахнут, конечно, но, сами понимаете… Нужно просто принять тот факт, что людей со стадионов мы никогда не заманим ни в оперу, ни на симфонический концерт. Не будет этого.
Работать нужно с теми, кто готов воспринимать классику. Работать честно, предоставляя объективную и актуальную информацию, не выдумывая разные «хитрые ходы». С кризисом ровно то же. Творог, например, который я всегда покупал по 60 рублей, сейчас стал стоить больше ста - это плохо. Но я готов принять это, просто объясните мне честно, почему он вдруг стал столько стоить? Не надо выдумать что-то и скрывать правду. Вот и все.
Дмитрий Золотарёв