Примерное время чтения: 7 минут
159

«Где я буду». Путешествие вглубь себя и вдаль времени

Сюжет «Золотые люди» Полюса
Дмитрий Штифонов / ПОЛЮС

10 сентября в музейном центре «Площадь Мира» состоялось открытие выставки Московского музея современного искусства (ММОМА) «Где я буду. Избранные работы из коллекции Московского музея современного искусства».

Это совместный проект международного фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ, крупнейшей в России золотодобывающей компании ПОЛЮС, Московского музея современного искусства ММОМА.

Увидеть работы и художников классического русского авангарда первой половины XX века и представителей современного искусства красноярцы смогут до 28 октября. 

Образ будущего

В пространстве музейного центра разместились работы Казимира Малевича, Александры Экстер, Айдан Салаховой, Павла Пепперштейна и Тимура Новикова и многих других деятелей искусства XX и XXI веков. 

«Для города это уникальный подарок: работы художников такого уровня и в таком количестве далеко не всегда можно увидеть, – отметил заместитель директора Московского музея современного искусства Алексей Новоселов. – Малевич, Бурлюк, Пиросмани – более 170 авторов представлено на выставке в музейном центре «Площадь Мира». Это уже вписанные в историю имена, которые знает любой, даже не слишком искушенный зритель. Мы ожидаем, что именно российский авангард как направление станет для красноярцев одним из самых интересных моментов выставки».

Фото: ПОЛЮС/ Дмитрий Штифонов

Основная идея выставки заложена в самом названии: «Где я буду» - именно так, без вопросительного знака. Образ будущего, который мыслят создатели выставки, представлен шестью гранями, каждая из которых находится в отдельном зале. Каждая область человеческого бытия взята в ракурсе движения во времени. Зритель получает своеобразную машину времени, воплощенную в произведениях искусства, и следует из прошлого через сегодняшний момент к зримому, а порой и звучащему будущему.  

От человека к миру

«Так ли обособлены друг от друга внешние обстоятельства и внутренние процессы? Существует ли возможность точно установить место своего пребывания? И с какой долей точности можно судить о том, что человек, чей внутренний взор устремлен в мир фантазий или воспоминаний, в действительности остается в одной и той же локации? Разве впечатления от путешествий – воображаемых или реальных – не меняют динамику его ощущений, амплитуды его чувственного познания? В конце концов, зритель, который собирается посетить выставку, в действительности находится в музее, или де-факто он растворяется в тех видениях и мирах, которые обнаруживают себя в процессе его движения по экспозиции?», - к такому нетривиальному кругу вопросов обращаются создатели выставки.

Фото: ПОЛЮС/ Дмитрий Штифонов

Первый зал посвящен образу дома и домашнего пространства, как наиболее близкой человеку системе. Далее внимание гостя обращается к теме тела, телесности, границы внутреннего и внешнего. Художник рассматривает тело как некий форпост, презентацию человека в материальном мире.

Третий зал обращен к пространству города. Человек выходит за границу интимного, личного – в мир, соприкасаясь с Другим, обучаясь действовать в условиях, когда территория плотно занята множеством других Я.

Следующий шаг диктует логика движения мысли – это зал путешествий, посвященный глобальным перемещениям, познанию разнообразия мира и в конечном счете открытию ограниченности физического пространства. И последний зал – о том пространстве, которое не имеет границ. О метафизике, о внутреннем мире человека, творца. 

Фото: ПОЛЮС/ Дмитрий Штифонов

«Исследование поиска идентичности через определение пространства и границ будет представлено в трех категориях: открытие нового пространства, путешествие, передвижение в нем; мета-пространство театра, цирка, карнавала; диалектика личного пространства, внутреннего и внешнего, герметичного и открытого», — так описывают выставку кураторы. 

Разнообразное пространство музейного центра благодатно для создания сложной, насыщенной смыслами среды. Авторы выставки в полной мере воспользовались возможностями, которые дает уникальное архитектурное решение «Площадь мира». Залы специально окрашены в синий цвет для создания необходимого фона для восприятия замысла художников. А переход между залами оформлен как некая граница, которую всякий раз необходимо пересечь, попадая в следующее знаковое пространство.

Авантюра удалась

Как пояснила директор по связям с общественностью золотодобывающей компании «Полюс» Виктория Васильева, выставка ММОМА постоянно обновляется, а экспозиция, созданная для Красноярска, – это нечто уникальное, чего никто и никогда не видел: «В прошлом году мы подбили коллег на невероятную авантюру – привезли фестиваль «Территория» в Магадан, и это стало действительно событием. В этом году нам было сложнее. Красноярск не так удален географически, но это культурная столица – Сибири уж точно. Публика здесь знающая, искушенная. Мы поставили перед собой задачу удивить людей, которые уже многое видели».

Фото: ПОЛЮС/ Елена Степанова

«Экспозиция получилась удивительной. Надеюсь, как можно больше красноярцев смогут увидеть работы, которые приехали к нам в рамках фестиваля «Территория. Красноярск», - отметила и.о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко.

У выставки есть образовательная программа — экскурсии будут проходить вместе с кураторами первую неделю, после этого откроется программа по медиации Ask me, в которой волонтёрами стали простые красноярцы. Параллельно будет идти инклюзивная программа экскурсий на русском жестовом языке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах