Санкт-Петербург не перестаёт восхищать, удивлять и притягивать туристов со всего мира. Как это ни странно, но пандемия заставила россиян, ранее предпочитавших заграничные курорты, где «всё включено», заново открыть для себя северную столицу страны.
Новая Голландия и «Артмуза»
Четыре дня, проведённые в Санкт-Петербурге, стали настоящим культурным потрясением. В его исторической части по-прежнему восхищают величественные храмы, множество музеев, а стены его дворцов до сих пор хранят тайны. Здесь можно часами гулять по Невскому проспекту и центру города, где больше всего достопримечательностей, театров и музеев. Прекрасен город не только днём: особый шарм добавляет ему свет ночных фонарей.

Организаторы пресс-тура не только вернули в прошлое невероятно красивого, монументального, великодержавного и магического города со своей историей и яркими судьбами, но и показали современный город.
Остров Новая Голландия с потрясающей зоной для прогулок, современными локациями и большим катком – это тоже Петербург. Остров с уникальными памятниками промышленной архитектуры раннего классицизма, один из старейших в России. История Новой Голландии берёт свое начало с основания Петром I города на Неве. 300 лет назад здесь находились склады корабельного леса для Адмиралтейства. А во время Первой мировой войны на острове оборудовали самую мощную радиостанцию морского штаба. В советское время это была закрытая зона, на её территории располагались склады военно-морской базы. Но ещё в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр. Правда, реализовать их удалось только в наши дни.

Сегодня остров Новая Голландия – большой культурный центр, где проходят концерты, выставки, перфомансы, спектакли, мастер-классы, спортивные соревнования и так далее. Здесь развитая сеть ресторанов, кафе и магазинов. Даже есть органический огород (было удивительно увидеть в конце ноября живые цветы), арт-галерея и другие заведения, чтобы гостям было удобно. А с ноября по март на острове работает большой каток, его площадь более 2 тыс. кв. м.

Ещё одно новое арт-пространство образовалось на площадках бывших производственных помещений легендарного Севкабеля. Это место точно никого не оставит равнодушным. Оно возвращает нас к прошлому и заставляет задуматься над настоящим и будущим. Особенно инсталляции, которые напоминают нам о влиянии человека на окружающую среду.
Например, масштабный выставочный и образовательный проект HYNDRA (Гидра), заставляющий по-новому взглянуть на экологическую повестку. Впечатляют мультимедийные инсталляции современных российских и международных художников, работающих в art & science (область современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического).
Главная метафора выставки, вынесенная в название проекта, – Гидра. Это и вода, и мифическое существо, у которого на месте срубленных голов вырастают новые. Выставка рассматривает экологические проблемы, связанные с водой, и то, как человек влияет на эти изменения.
Культуры много не бывает
Второй день в Санкт-Петербурге принёс просто взрыв эмоций. Но, как говорят, культуры много не бывает, тем более в культурной столице. Организаторы постарались. Сначала Васильевский остров, где бывший завод музыкальных инструментов чудным образом превратился в музей современного искусства «Артмуза». Здесь представлены работы как маститых художников, так и молодых. Причём вход в галерею свободный. Есть, оказывается, и в наше время меценаты, которым не чуждо чувство прекрасного, поддерживающие молодых и талантливых людей. Как призналась экскурсовод, это детище бизнесмена Сергея Бельтюкова.

После обеда нас уже ждали в «Манеже». Здесь на выставке «Покой и радость» настоящие шедевры известных русских художников XVIII–XIX вв. Среди них Айвазовский, Щедрин, Брюллов, Аргунов, Бессонов. На выбор темы повлияла пандемия. Поэтому большинство представленных картин действительно излучают радость и покой, которых так не хватает в нашей жизни.
В заключение этого удивительного дня – посещение Мариинского театра и балет «Сильфида». Именно Мариинский театр заложил традиции отечественной музыкальной сцены и бережно хранит их до сих пор. Да и само здание театра – это шедевр архитектуры. А внутри удивительные старинные артефакты. Например, зрительный зал украшает огромная трёхъярусная бронзовая люстра. Она весит 2,5 тонны, состоит из 23 тыс. хрустальных подвесок и 210 ламп. На плафоне изображены танцующие нимфы и амуры, а окружают его 12 портретов великих русских драматургов.

А ещё здесь хранится старинный колокол, который до сих пор используют в постановках опер «Хованщина» и «Борис Годунов». Говорят, ему 200 лет. Он был сброшен большевиками с одной из петербургских церквей и несколько лет пролежал на дне Крюкова канала. Достали его оттуда в 1930 году.
Еще одни объект культуры, который непременно нужно посетить, – это Русский музей в знаменитом Михайловском дворце. Настоящая сокровищница русского национального искусства. Сказать, что впечатлил, – ничего не сказать… Это надо видеть… Единственное сожаление – мало времени на погружение. Дух захватывает от количества картин и скульптур знаменитых авторов.

Форпост и загородные резиденции
Пригороды Петербурга – ещё одно увлекательное путешествие. Это и город-порт Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, с многочисленными фортами на искусственных островах, и невероятно красивый Крондштатский Морской Никольский собор. Не просто храм, а памятник морякам, погибшим за Отечество. Внутри памятные доски с 12 тыс. имён. А ещё на одном из мостов установлен Кронштадтский футшток – так называемая нулевая отметка, откуда ведётся отсчёт глубин и высот.
Петергоф, основанный Петром I, расположен на южном берегу Финского залива. Строился как загородная царская резиденция, сегодня это музей-заповедник. Российский Версаль с верхним и нижним садами, дворцами, не уступающими по красоте европейским. Бассейны, каскады, фонтаны… Три века туристы с восторгом смотрят, как на главной аллее Самсон разрывает пасть льву.

Царское село (город Пушкин) – ещё одна царская резиденция. На въезде в город нас встречают Египетские ворота. Здесь же памятник Александру Пушкину. На нём до сих пор видны следы от немецких пуль. Так во время оккупации города, которая длилась более трёх лет, фашисты тренировались в стрельбе. Мне показалось, у экскурсовода даже голос дрожал, когда она рассказывала об этом… Более 18 тыс. жителей (в том числе и дети) погибли под бомбами, были расстреляны, замучены и повешены, умерли от голода…

Почти тысяча зданий была разрушена. К счастью, большинство из них восстановлено. В том числе и Екатерининский дворец – бывшая загородная царская резиденция. Восхитительный, невероятно красивый, роскошный, богатый дворец в стиле барокко. Да, умели цари жить красиво, но и ценили настоящее искусство… Хорошо, что удалось сохранить эту красоту. Конечно, не всё. Например, Янтарная комната таинственным образом исчезла в годы Великой Отечественной. Но, воссозданная по эскизам, новая Янтарная комната тоже впечатляет. Во дворце, говорят, и сегодня проходят частные балы, а фотосессии стоят от 3,5 млн рублей. А ещё здесь давал частные концерты Элтон Джон. Акустика хорошая…
В парадные, как в музей
Петербургские дворы – особая история. Утром в одном из них обнаружили странный объект - зелёного дракона. Вполне миролюбивый и пользуется большой популярностью у детворы. Есть в городе и колодцы – небольшие дворы, плотно окружённые домами. Заходим в один из них на ул. Фучика. Здесь в одном из домов живёт художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов. В очень уютном дворике установлена его скульптура.
А когда в вашем доме жил, живёт настоящий художник, даже обычный двор превращается в музей. «Не хотите посмотреть мозаику во дворе?» – неожиданно предложила наш гид Людмила Суворова. И мы обнаружили интерактивный музей под открытым небом во дворе дома по ул. Чайковская, 1. Автор – заслуженный художник России Владимир Лубенко. Творца не стало 10 лет назад. Но остались заготовки на стенах. Может, его ученики и дети продолжат создавать красоту и дарить радость людям. Просто так…

Все, кто был в Санкт-Петербурге, отмечали, что дома построены встык друг к другу, потому что земля здесь во все времена была дорогой. Поэтому каждый клочок застраивался доходными домами, а квартиры сдавали в аренду. Причём их стоимость зависела от наличия больших окон и парадной – входа в подъезд. И это особый вид искусства.
И под занавес ещё одно открытие. Наш автобус вновь останавливается на Васильевском острове, возле музея и галереи современного искусства «Эрарта» (время искусства). Самый большой частный музей в России, пять этажей постоянной и временных экспозиций. «Погружение в искусство есть счастье саморазвития», – выразили создатели своё отношение к этой площадке. За час удалось посмотреть только «Коллекцию философий». Настороженно отношусь к современному искусству, не всё зашло в сердце, но многое заставляет задуматься, переосмыслить. И ещё вернуться сюда…
P.S. Спасибо Visit Petersburg за это фантастическое путешествие.