Примерное время чтения: 8 минут
844

Героизм не расходный материал. Путешественник о псевдолюбви к Родине

«АиФ на Енисее» №06 (2099) 10/02/2021
Собственный пример и отношение к тому, что мы говорим и делаем, – лучшее.
Собственный пример и отношение к тому, что мы говорим и делаем, – лучшее. Из личного архива

Заставить любить родину, женщину, язык, культуру нельзя. Можно создать условия, при которых эта любовь будет расти и укреп­ляться. Можно своим примером показывать, как многогранна земля, где ты родился. Можно быть человеком мира и возвращаться к истокам, потому что именно там родные люди, запахи, Отечество.

О патриотизме и псевдопатриотизме мы говорили с заслуженным путешественником России, председателем Красноярского отделения Союза геральдистов России, преподавателем педагогического университета Владимиром Дюковым.

Родина и мама

Елена Бухтоярова: Владимир Борисович, признаюсь честно, не знала, что путешественники тоже бывают заслуженными. Но глядя на количество совершённых вами восхождений – от Эльбруса до Чимборасо в Эквадоре, – иначе как заслуженным вас и не назовёшь. Откуда страсть выходить за границы – страны и спокойной жизни?

Владимир Дюков: Я по образованию географ, интерес к Земле как таковой у меня давний. Особая страсть к вершинам. Но, поднимаясь на Котопакси – самый высокий действующий вулкан на планете, или на Аконкагуа – высшую точку Южной Америки в Аргентине, я представляю Россию. Часто иду с российским флагом. В Африке в Килиманджаро нас учили на местном наречии спрашивать: «Как дела?» Но я понял: лучше говорить на своём языке. Так сразу понимаешь, где соотечественники. А на Мачу-Пикчу, одном из семи чудес света в Перу, на русское приветствие нам радостно ответила сербка. И выразила искреннее восхищение нашей страной. Она говорила очень проникновенно, нам было приятно. 

– Есть замечательная песня: «С чего начинается Родина?», исполненная в 1968 году Марком Бернесом в фильме «Щит и меч». Её полюбили за мелодичность, простоту и душевность. И за вопрос – простой и содержательный. А для вас родина с чего начинается?

– Для меня начало всех начал – мама. Родина и мама – слова, стоящие рядом, они равнозначны. Моя мама родилась в 1932 году, закончила четыре класса. Потом началась война. Было уже не до учёбы. Позже вырастила с отцом нас, троих братьев. Всю жизнь посвятила труду. Как говорится, родину и маму не выбирают. Они в единственном экземпляре – других не будет. Как ты относишься к своей матери, к детям, таково твоё отношение и к родине.

– Недаром, наверное, и главная скульптура композиции, возведённая на Мамаевом кургане в Волгограде, Родиной-матерью зовётся. Но сейчас, бывает, звучит мнение о том, что пора забыть события Великой Отечественной войны. Как вы относитесь к этому?

– Отрицательно. Столько погибших и раненых – за то, чтобы мы жили! По отношению к святым символам и можно определить человека. Великая Отечественная война священна. Страшнее её ни до, ни после не было. Победа в ней – уже символ. Те, кто пытается переписать историю, мягко скажем, не правы. Отношение к Победе, к победителям должно быть святым. К таковым относятся и государственные символы – флаг, герб, гимн. Можно относиться по-разному к президенту, но это первое лицо государства, поэтому и оскорблять его пуб­лично нельзя. Это, если хотите, тоже своеобразный символ государства. В своё время мэр Москвы Юрий Лужков запретил использовать изображение Кремля без согласования. Согласен, что знаковые для государства места должны быть под своеобразной охраной.

Фото: Из личного архива

Герои молчат

– Между тем столько сегодня встречаешь искажённого, вызывающего вопросы. Например, в одном из супермаркетов большой сети в продаже гигиенические салфетки с изображением ордена и надписью «Спасибо деду за Победу!». Или ещё пример: два депутата дарят женщине-ветерану пластмассовый прикроватный столик. Тут же фотографируются для соцсетей. С одной стороны они – здоровые, прилично одетые, с другой – 96-летняя больная женщина: в кровати, в сорочке, которую кормит дочь.

– Михаил Задорнов в своё время говорил, что мы сейчас живём во время «кое-какеров». Кажется, и неплохо по сути сделано, но как-то коряво. Вроде идея хорошая: помогли ветерану, как могли. Но это не подвиг, не причина выставлять на общее обозрение, тем более в таком ракурсе. Настоящими подвигами, как правило, не кичатся. Отец мой, прошедший всю войну, как и многие ветераны, говорить о ней не любил. Изредка, приняв боевые 100 граммов, мог лишь совсем немного после наших уговоров рассказать. А ведь они там каждый день подвиги совершали – большие и маленькие, чтобы родину спасти. О современном мальчишке Артёме Сивсковском, который спас 10-летнего пацана, мы только из СМИ узнали, когда его награждали. Не побежал в соцсеть выставлять, а сделал дело, на которое совесть отозвалась, и затих. Вот это герой! А орден Победы считается высшей наградой Великой Отечественной войны. Его получили лишь 20 самых заслуженных военачальников. А тут – салфетки, расходный материал. Не должен российский флаг, простите, над баней или туалетом висеть, не должны здоровые больных оттенять, не должен орден Победы быть где попало.

– Вопрос грани актуален. День снятия блокады Ленинграда в одном из районов, например, отметили фотосессией. Нарядили детей в шали, плакаты нарисовали, весы старые достали. Но всё это напоминает некую игру. Разве можно это сравнить с тем страданием, которое пережили тогда люди?

– Соглашусь, вопрос тонкий. Конечно, люди ищут формы, как современному поколению рассказать о том, что было. Определяющим должен быть итог. Что они хотят получить? Если отозвалось у детей в сердце, если прочувствовали они, как было тяжко ленинградцам, то, может быть, это неплохо. Если для детей это забава, значит, не тот вариант. Другое дело, когда играют войну талантливые актёры, способные передать состояние. Но формы надо искать.

Человеком мало родиться…

– Гениальной формой сохранения памяти о войне мне кажется проект «Бессмертный полк». Ребятам из Томска огромное спасибо за эту идею. Но воспитание патриотизма, согласитесь, должно включать и другие способы. 

– Впервые в «Бессмертный полк» свою внучку я в два года с собой взял. Мы прошли с портретами прадедушки. Она прочувствовала атмосферу через звучавшую музыку, флаги и портреты. На следующий год очень ждала «Бессмертный полк». Собственный пример и отношение к тому, что мы говорим и делаем, – лучшее. И в воспитании патриотизма в том числе. И ещё. Мы подошли к теме современной героики. И томичи, придумавшие «Бессмертный полк», действительно герои.

Ещё один случай современности, когда поймавшие полицейского Магомеда Нурабогандова террористы склоняли отречься от своих перед смертью. В ответ услышали его обращение к полицейским: «Работайте, братья». Человека не сломил даже страх смерти. Восьмиклассница Юля из села Кожаны тоже по-своему героиня. Изучила историю своего селения, придумала герб. Теперь он в госрегистре. 10–15-летним необходимо показывать современных героев. «Горящих изб» искать не надо – проявляйтесь в малом, помогите женщине, пожилому человеку. Как у Асадова, помните? «Человеком мало родиться, им ещё надо стать».

– И всё же, кроме примеров из жизни и своих, насколько важны специальные мероприятия патриотического воспитания, как считаете?

– Одно подкрепляет другое. Я за воспитание патриотики везде – в семье, школе, детском саду, но аккуратно, ненавязчиво. В школе, к сожалению, из образования как ушло воспитание, так и не вернулось. Отсюда и пробелы. В семьях тоже сейчас по-разному. У нас в университете сейчас одно из главных направлений – патрио­тическое воспитание. Ищем формы, чтобы повлиять на со­временную молодёжь. Потому что понимает государство, что мы проигрываем Западу нашу молодёжь. Я не один десяток лет работаю в университете и вижу, что приходившие 30 лет назад ребята и те, кто учится сегодня, разные. Не хуже и не лучше, просто они разные. Сегодня два государственных проекта в приоритете – «Мы – народ-победитель» и «Мы – первые в космосе». Но и сказать, что молодёжь не патриотична, не могу. Как-то в нашем клубе стихов и песен на тему «Военное творчество» увидел невероятное исполнение стихотворения Мусы Джалиля «Варварство». Девушка-чтец плакала, а с ней и слушатели. Организованные мной несколько лет назад дискуссионные клубы, где мы рассуждаем на разные темы, тоже показывают, что молодёжь может и хочет думать, мыслить, говорить. Надо предоставить ей эту возможность, а не оставлять наедине с Интернетом.

Досье
Владимир Дюков. Родился в 1955 году. Окончил Красноярский государственный педуниверситет, факультет географии и биологии, КИФК, факультет физкультуры и спорта. Работает в КГПУ старшим преподавателем кафедры физической культуры и здоровья. Председатель Красноярского отделения Союза геральдистов России. Член Русского географического общества. Руководитель клуба «Альпина». Заслуженный путешественник России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах