Примерное время чтения: 8 минут
1178

Правило хорошего голоса. Чем отличается диджей и ведущий радио от диктора?

«АиФ на Енисее» №18 (2111) 05/05/2021
Людмила Базарова уже 50 лет в эфире.
Людмила Базарова уже 50 лет в эфире. Из личного архива

Её голос звучит в эфире уже более полувека. Ведь на радио она пришла ещё школьницей. Говорит, что тогда же началась профессиональная учёба, которая продолжается до сих пор. Обязывает тот уровень, который был задан ещё в советское время.

«Русский язык – как океан: безбрежен, глубок, и изучать его можно бесконечно», – считает известный красноярский диктор радио и телевидения Людмила Базарова, с которой мы встретились накануне профессионального праздника работников всех отраслей связи, радиотехники и радиожурналистики. День радио с 1945 года отмечается 7 мая.

Где родная речь?

Людмила Базарова: Раньше требования не только к голосу, но и к профессиональному произношению были очень высокими. Разговорная речь отличается от речи у микрофона. И узнать меня в повседневности по голосу не всегда возможно. А перед микрофоном я максимально сосредоточена, включается определённый вид дыхания, передо мной выверенный текст – в этот момент тот самый радийный голос и звучит.

Елена Бухтоярова: Людмила Николаевна, вы затронули сейчас тему, о которой уже и вашим голосом, и тысячами других кричать надо – о грамотности. Вы, как можете, образовываете – программа о языке «Родная речь» уже четверть века в эфире. Но один в поле не воин. Тут уже целый полк поднимать надо.

– Программа «Родная речь» и спустя 25 лет актуальности не теряет. Мы не устаём говорить, что русский язык существует, он прекрасен и его никто не отменял, объясняем особенности языка. В программе постоянно участвуют преподаватели филологического факультета КГПУ им. В. П. Астафьева, филфака и журналистики СФУ. Что касается непосредственно грамотности, то вот вам пример щепетильного к ней отношения. Раньше, перед тем как я в эфире прочту новость, работал корреспондент. Потом текст попадал в руки старшего, потом главного редактора, они доводили его до совершенства, тщательно проверялись факты, стилистика и, конечно, грамотность. Я была пятая, кто получал текст. Редко, но бывали случаи, что даже при такой тщательной приёмке ошибки находились. Поэтому качество языка и произносимых текстов было на высоте. Сейчас институт редакторства утрачен. И это остро чувствуется и в эфире радиостанций, и в других сферах.

«Не засушить» материал

– Как началась ваша работа на радио?

– Я пришла на радио, когда работа диктора ценилась очень высоко. Им мог стать человек образованный, с хорошими голосовыми данными. Сегодня такой профессии нет. Есть диджеи, ведущие, но не дикторы. В своё время ориентиром для всех работающих в эфире были такие глыбы, как Юрий Левитан, Ольга Высоцкая. И в Москве мне посчастливилось видеть и слышать этих легендарных профессионалов, учиться у них. Многие ещё помнят знаменитое левитановское: «Внимание, говорит Москва!» Если в эфире был Левитан, значит, в стране произошло выдающееся событие – например, полёт Гагарина в космос. В его красивом голосе были торжественность, сдержанная радость и гордость. Отточенные чеканные звуки были эталоном звучания для всех. Тогда чтение с листа пятнадцатиминутных передач было обычным делом. Это непросто. Техника была несовершенной, оставалось надеяться только на профессиональное умение диктора быть всё это время интересным радиослушателю, «не засушить» материал, не обезличить его не­умелой подачей. Если у тебя было дыхание, поставлен голос, хорошая артикуляция, которая может быть такой только при постоянной работе над своим речевым аппаратом, если ты понимал, о чём говорил, лишь тогда ты допускался в эфир. А когда началась перестройка, изменилась экономическая и политическая жизнь, как грибы после дождя выросли радиостанции с непрофессиональными диджеями, подчас с безграмотной речью. Такая ситуация продолжалась довольно долго, почти 20 лет, но сейчас требования к речи, к образованию тех, кто работает в эфире, возросли. И это радует.

– Что посоветуете тем, кто хочет поработать над своей речью? Сегодня ведь запрос на грамотную речь есть даже и у далёких от СМИ организаций.

– Надо слушать качественную речь. У нас есть прекрасные аудиокниги. Чтение художественной литературы, например, Олегом Табаковым, Михаилом Казаковым, другими артистами московских театров – это всё образцы, люди, которые прошли через всесоюзную классическую школу. Остались записи спектаклей московских театров с прекрасными голосами талант­ливых артистов, с их идеальной дикцией, великолепной логикой. Сегодня они есть в Интернете. Смотрите и слушайте.

– На ваш взгляд, правила хорошего голоса – они есть?

– Чтобы хорошо звучать, надо быть здоровым. Здоровый человек активен, у него хорошее дыхание. Дыхание лежит в основе всей речи. Будет хорошее дыхание – будет красивый сильный голос. Есть упражнения, существует методика постановки голоса. Нужно заниматься в первую очередь дыханием. И здоровьем. В здоровом теле здоровый голос.

Я родилась в Сибири

– Вы родились в Красноярском крае. Вся ваша творческая жизнь связана с нашим краем, с этой землёй.

– Родилась я в Боготоле, семья сразу переехала в Красноярск, но я часто там гостила у бабушки в детстве и с нежностью отношусь к своей малой родине. Считаю себя краснояркой. Всегда говорю это с удовольствием и благодарностью. Как и о том, что училась в двадцатой школе у замечательной Илларии Сергеевны Василовской. Именно она, учитель русского языка и литературы, когда-то открыла мне художественный мир. Для меня, девочки из простой семьи, было огромным везением встретить умного, образованного, интеллигентного человека. Читала запоем… Высокий уровень был и у преподавателей педагогического института, где я продолжила учёбу. Люди военного времени были интеллигентны и образованны. Валентина Васильевна Алёхина, Валерия Калистратовна Размахнина, Валентина Никаноровна Рогова, Раиса Абрамовна Сонькина и другие – помню всех с благодарностью.

Фото: Из личного архива/ Людмила Базарова

Радио появилось в моей жизни ещё до института. В школе, в 10-м классе, мы как-то собирали металлолом и собрали его больше, чем другие школы. Нас пригласили на радио рассказать об этом. И я так хорошо рассказывала, что Галина Михайловна Суханова, редактор молодёжного вещания, пригласила меня участвовать в озвучивании программы для старшеклассников «Наследники». Мне повезло: я попала в такое время, когда радио было на пике своих творческих возможностей. Моисей Гуревич, Нина Разумовская, Галина Шелудченко, Юрий Чернышов, Евгений Модочный, Александр Михайлов, Леонид Колесников, Нина Мозгунова, Елизавета Костыря, а позже – Николай Яшин, Любовь Кочнева, Олег Захаров, Александр Бердников и многие другие – очень творческий и высококлассный коллектив. Радио слушали, а нас всех в крае знали и любили. На обучение отправляли в Москву, в Институт повышения квалификации работников радио и телевидения. Работали хорошо. Перестройка изменила многое. Сменились не раз поколения радийщиков, но осталась любовь и преданность своему радио, желание работать для людей, быть первыми и необходимыми своим слушателям.

– Ещё один ваш проект на радио – об интересных людях нашего края. Здесь тоже своеобразный океан. Таланты нескончаемы?

– О да! Профессионалов много. А самодеятельных артистов ещё больше. В своих программах считаю долгом рассказывать о талантливых людях – настоящих творческих самородках. Хочется, чтобы те, кто слушает эти программы, не только узнали об этих людях, но и пригляделись к своим соседям, родственникам, друзьям – а какие таланты у них?

Полвека в эфире

– Людмила Николаевна, с вашим именем связана целая радийная эпоха. Столько изменений, преобразований… Нет усталости, разочарования?

– Полвека – это действительно много. Всё изменилось, страна другая, но остались незыб­лемыми человеческие законы порядочности, уважение к людям, любовь к Родине, желание заниматься любимой работой. Выросло поколение умных, талантливых, образованных журналистов, которые не только что-то узнают и рассказывают первыми, но и смело критикуют, требуют, проявляя свою гражданскую позицию. Всё, чем я живу, всё, что мне интересно, окрашено положительным настроением. Любят у нас так надоевшую фразу: «В это трудное время». Но трудные времена всегда были! Жизнь вообще трудна сама по себе. Родиться, вырасти, вы­учиться, устроиться – всё трудно. Но это нормально! Трудности преодолеваем, и в этом счастье! Каждый день приносит что-то новое, интересное. Ритм только ускоренный, не успеваешь во всё вникать, всё успевать, но и это не беда. Радуешься, что успевают молодые, умные, талантливые! Равняешься на них! Каждый выбирает сам, в каком мире ему жить – в счастливом или нет.

Досье
Людмила БАЗАРОВА. Диктор высшей категории. Член союза журналистов России. Работала на радио и ТВ, а также корреспондентом радио в Красноярском комитете по ТВ и радиовещанию, ГТРК «Красноярск». Автор музыкальных программ «Дорогие мои земляки», «Песни нашего края», а также передач по краеведению и русскому языку: «Летопись края», «Родная речь», «Человек, культура, общество». Работала преподавателем выразительного чтения в КГПИ им. В. П. Астафьева, преподавателем техники речи в КГУ (позже СФУ).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах