В Красноярском драматическом театре им. Пушкина состоялась премьера спектакля «Покровские ворота». Железная дорога, рёв настоящего мотоцикла, каток и один на всю коммуналку телефонный аппарат. Комедия по мотивам известного произведения Леонида Зорина объединила 50-е годы XX века и сегодняшний день.
Комедия - трагедия
- Ну, нет, Маргарита Павловна специально запиналась, чтобы было понятно, что она придумывает.
- А мне кажется, она случайно, текст плохо выучила, это же премьера почти, все волнуются.
- Вообще-то я думала, будет похоже на фильм, но в середине спектакля забыла, всё-таки с театральной сцены всё иначе воспринимается.
- А я прямо фильм увидел, особенно Костик ну очень похож на Меньшикова.
- Фильм не смотрела, но спектакль современный, всё, как сейчас, особенно бывшие жёны.
Зрители после спектакля «Покровские ворота» выходили с бурными комментариям и громкими обсуждениями. Похож или не похож спектакль на фильм, реальные ли костюмы, а откуда жёлтый рюкзачок и цветные колготки, в 50-х этого точно не было...
Но, несмотря на рюкзачок, колготки и, на мой взгляд, немного странное поведение регистраторши в загсе (там всё-таки чаще работают дамы далеко за 50, а не юные девицы), атмосфера середины XX века явно получилась. Окунается в неё зритель ещё до поднятия занавеса. Старые, замызганные деревянные рамы стоят прямо в зрительном зале по обе стороны. Легендарный телефон с трубкой, привязанный за верёвочку карандаш - для записи телефонных номеров тут же на стене и двери комнат коммунальной квартиры. Много дверей, за каждой из которых своя, частная жизнь, которая в одночасье становится общественной. Современной молодёжи такое трудно представить, сегодня даже в общежитиях часто живут по одному. А герои, тот же Костик, кажется, даже не сопротивляются, что невозможно поговорить по телефону с дамой сердца без свидетелей, выпить рюмашечку, привести к себе девушку, даже сбежать из дома незамеченным. Несчастный Хоботов, который живёт бок о бок с бывшей женой и её новым избранником, вроде бы и страдает, но отпор дать тоже не может (или не хочет, привык, что за него все решают). Ни когда его тащат в ЗАГС быть свидетелем на свадьбе бывшей жены, ни когда его надежды на счастье жёстко пресекает Маргарита Павловна, рассказывая его возлюбленной, какой он несуразный и никчёмный человек. Так, к середине спектакля комедия закономерно превращается в трагедию. Ведь право на личную жизнь, счастье и собственное мнение - это то, без чего человек перестаёт быть личностью. Как актуально это сегодня, потому и грустно.
Человеку нужен человек
А вообще режиссёр вовремя подхватил всё возрастающую в обществе популярность советского прошлого. Если ещё пять лет назад это время было принято ругать и злобно критиковать, то сегодня во всех поголовно вдруг проснулась ностальгия. Что-то было в этом времени притягательное.
Стабильная зарплата, одинаковая одежда (здесь-то постановщики явно посмеялись над временем - актёры одеты довольно современно), жизнь на виду друг у друга, когда общественное выходит на первый план, задвигая частное. Но главное, наверное, отношения между людьми. Когда соседям не всё равно, что у вас разрушается брак или что вы алкоголик. Когда вам всегда помогут, поддержат, подскажут, укажут и направят, даже в такой уродливой форме, как это происходит в «Покровских воротах». На мой взгляд, спектакль вряд ли можно назвать «лёгким и ностальгическим», как обещал режиссёр. Он скорее вызывает смех сквозь слезы.
Удивительно, как точно получилось в спектакле рассказать про любовь. Тут точно неважно, что на сцене 50-е, а не современность. Нам всем она нужна, в любое время и в любых бытовых условиях. Человеку нужен человек - и про это спектакль в том числе.