Примерное время чтения: 7 минут
195

На северном завозе можно сэкономить миллиарды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ на Енисее 10/04/2013
Коллаж Дениса Чистоусова

Красноярск, 11 апреля - «АиФ на Енисее». Диверсификация экономики, инновации, модернизация - слова, которые мы ежедневно слышим из уст чиновников. В реальности наша экономика остаётся инертной и идёт по накатанной сырьевой дороге. Свежие мысли в коридорах власти не приветствуются. К такому выводу пришёл Александр ОСИПЕНКО, профессор Красноярского института водного транспорта, красноярский учёный, который занимался проблемой переработки неф­ти.

Круговорот нефти

«АиФ на Енисее»: - Красноярский край уже несколько лет официально считается нефтедобывающим регионом, а доставка ГСМ на север по-прежнему напоминает герои­ческий подвиг…

Александр Осипенко: - В 2011 году я вышел на наше министерство промышленности и энергетики с предложением создать рабочую группу по разработке альтернативной схемы поставки нефтепродуктов на север края. Такой вариант стал возможным в связи с началом промышленной добычи нефти на Ванкоре и опытным освоением нефтенос­ных скважин Эвенкии. Схема может быть реализована путём установки в местах крупных хранилищ нефтепродуктов мини-нефтеперерабатывающих заводов. То есть производить ГСМ практически на месте добычи нефти, а не возить её по нашему огромному краю. Красноярский край обладает громадными запасами углеводородов. По начальным прогнозам, здесь находится половина ресурсов нефти и газа восточных районов страны. В недрах края сосредоточено более 53 млрд тонн условного топлива. Извлекаемые ресурсы нефти, расположенные на территории Таймыра, Эвенкии и Туруханского района, превышают 8 млрд тонн.

«АиФ на Енисее»: - Ну, это всем известно, крупные компании эти запасы осваи­вают вовсю. Край получает налоги…

А.О.: - И фантастическую расточительность при этом! Для того чтобы, например, Норильский пром­район получил нефтепродукты, нужно от Ванкора по трубе прокачать нефть на несколько тысяч километров до Ачинского НПЗ, где переработать её в нужные ГСМ. Затем по железной дороге перевезти их на полтысячи километров до приречной нефтебазы и потом ещё на две тысячи километров по реке - до нефтяного причала Дудинки. Красноярскому краю можно вполне обойтись без такого нефтекруговорота и сократить расходы на северный завоз на 4-5 млрд рублей в год. Сделать это как раз и могут мини-НПЗ. При соблюдении действующих санитарных норм и правил промышленной безопас­ности они не наносят ущерба окружающей среде. Особый интерес представляют мини-НПЗ для местных властей, так как могут стабильно обеспечивать потребителей светлыми видами нефтепродуктов для всех видов транспорта и энергоустановок. Возможно получение авиационного топ­лива - керосина. Оставшиеся после отделения из нефти светлых фракций мазут и битум могут быть использованы как котельное топливо и материал для дорожного строительства. Теплотворная способность мазута почти в два раза выше, чем угля. Следовательно, котельные северных районов можно перевести полностью на мазутное топливо, а потребителями угля останутся только частные домовладельцы.

Эффективность внедрения мини-НПЗ не только в экономии затрат, но и в других позитивных факторах. Например, не будет необходимости в красноярской нефтебазе, находящейся на берегу Енисея, где может разместиться прекрасный жилой массив, а река получит значительное улучшение экологической ситуации.

К Агафье Лыковой…

«АиФ на Енисее»: - Я знаю, что такие перерабатывающие установки в крае уже есть, и как раз на севере.

А.О.: - Этот процесс находится в начальной фазе, пока вырабатывается менее 5% общей потребности красноярского севера в нефтепродуктах, а их основная доля завозится из хранилищ крас­ноярских нефтебаз. Существует программа реконструкции и модернизации ЖКХ Эвенкии, которая предусматривает строительство мини-НПЗ. Одна установка была смонтирована в Байките. Её проектная производительность по переработке сырой нефти должна была быть 

20 тыс. тонн в год. Представитель администрации Эвенкии, с которым я встречался ранее, проинформировал меня, что на ней за 8 лет переработано всего около 7 тыс. тонн по причине того, что оборудование очень быстро выходит из строя из-за интенсивной коррозии.

«АиФ на Енисее»: - Сказываются суровые погодные условия?

А.О.: - Это говорит о том, что имел место дилетантский подход к выбору оборудования без детального изучения местных особенностей, прежде всего географических и погодных условий, химического состава нефти, наконец, объёмов потребления нефтепродуктов с учётом инфраструктуры района. И ещё к вопросу о профессионализме: в разговоре с представителем Эвенкии я как-то подчеркнул, что использование сырой нефти вместо мазута в качестве топлива в котельных не только расточительно, но и крайне опасно. Мои предостережения, к несчастью, подтвердились взрывом котельной в Ванаваре несколько лет назад. Даже Агафья Лыкова не стала бы заправлять керосиновую лампу бензином! А кто-то из «специалистов» эвенкийского ЖКХ посчитал, что в котлах, спроектированных для сжигания мазута, можно использовать в качестве топлива сырую нефть, содержащую свыше 30% бензиновой и других легко воспламеняющихся фракций.

«АиФ на Енисее»: - Что могло бы ускорить процесс строительства мини-НПЗ на севере?

А.О.: - Принципиальное решение краевого правительства. Затем, на мой взгляд, должно последовать учреждение акционерного общества с уставным капиталом, сформированным заинтересованными структурами - Енисейским речным пароходством, Красноярскнефтепродуктом, Рос­нефтью, - вариантов множество. Те же самые речники: они ведь не только занимаются поставками ГСМ на север, но и являются одними из крупнейших краевых потребителей дизельного топлива. Поэтому создание сети базовых мини-НПЗ в Туруханском районе, на территориях Эвенкии и Таймыра в составе пароходства является очень перспективным, если преследовать стратегические цели увеличения объёмов и эффективности бизнеса.

«АиФ на Енисее»: - И чем закончилась идея соз­дания рабочей группы?

А.О.: - Тогдашний наш министр промышленности Денис Пашков к моим предложениям никакого интереса не проявил. По крайней мере, от общения с ним у меня осталось такое впечатление. Я получил ответ от его заместителя: предложить состав группы, план работы… То есть сказали: тебе надо, ты и занимайся. Для поиска инвесторов нужен выход на собственников крупных компаний. У меня это вряд ли получится. Мне здесь остаётся только вспомнить старый советский фильм с Михаилом Ульяновым, герой которого сказал, что руководитель должен уметь предвидеть. Мне кажется, что наши современные управленцы этого дара лишены полностью.

ДОСЬЕ:

Александр ОСИПЕНКО родился в Красноярске. Окончил Сибирский технологический институт. Более 20 лет работал в Сибирском НИИ лесной промышленности. Затем - в структуре РАО «ЕЭС России» Сибирь­энерго, где занимался вопросами топливообеспечения сибирских электростанций. В настоящее время - профессор Красноярского института водного транспорта, к.т.н., старший научный сотрудник, действительный член Академии проблем качества РФ, изобретатель СССР. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах