Аргументы и Факты
krsk.aif.ru
16+
Красноярск
Аргументы и Факты
krsk.aif.ru
16+
Красноярск
Примерное время чтения: 7 минут
241

Не просто инвестиции. Как красноярские промышленники развивают Арктику

Перспективы роста грузооборота основаны на добыче нефти, угля и других природных ископаемых, а также производству сжиженного природного газа и цветных металлов.
Перспективы роста грузооборота основаны на добыче нефти, угля и других природных ископаемых, а также производству сжиженного природного газа и цветных металлов. Енисейское речное пароходство

Арктическая зона занимает больше четверти территории России. Там живут и работают около 2,5 миллионов людей, которые производят 7% валового внутреннего продукта и около 11% экспорта.

Пять лет назад Владимир Путин подписал указ о стратегии развития этой зоны до 2035 года. Рассказываем, как это помогают делать промышленники в Красноярском крае через Северный морской путь.

Новые точки выхода

«Дальний Восток и Арктика — большая часть нашей страны. Мы вместе работаем над важнейшей задачей — сделать Дальний Восток и Арктику процветающими и комфортными для жизни. Привлекаем инвестиции, строим современную инфраструктуру, делаем наши города удобными и интересными», — говорит нынешний министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Но чтобы развивать города и уровень жизни людей, нужна необходимая инфраструктура и рабочие места. Туда, куда сложно добраться нагруженным машинам и поездам, успешно доплывают судна, поэтому Северный морской путь (далее СМП) является основной транспортной коммуникацией в Арктике, которая соединяет европейскую часть России с её восточными регионами.

Фото: Сергей Токарев, Енисейское речное пароходство

По СМП везут топливо, оборудование, продовольствие, вывозят лес и полезные ископаемые. Если 10 лет назад по пути проходили четыре миллиона тонн грузов, то в прошлом году — почти 38.

«Регионы Сибири, Урала, северо-запада России получат прямой выход на север, к арктическим портам, что позволит разгрузить Транссиб и эффективно использовать морские перевозки. Новые точки выхода в Арктику появятся у коридора „Север — Юг“, который связывает нас с государствами Центральной Азии и Персидского залива», — заявлял президент РФ Владимир Путин на международном форуме «Арктика — территория диалога».

Половина грузов — по воде

Но причём тут Красноярский край? Маршрут СМП проходит через акваторию Карского моря, которая омывает Красноярский край с севера. В море впадает Енисей, по которому в регионе доставляют больше половины всех грузов для расположенных в Арктике предприятий металлургической, добывающей и энергетической отраслей и жилищно-коммунальных хозяйств региона.

Енисейское речное пароходство (ЕРП) — пионер СМП и крупнейшее транспортное предприятие в логистической структуре «Норникеля» — одной из ключевых ресурсодобывающих компаний в Арктической зоне РФ. ЕРП — основной перевозчик грузов всех типов, часто критически важных для людей, по Енисейскому бассейну с оборотом около трех млн тонн в год.

Фото: Енисейское речное пароходство

Именно у Енисейского речного пароходства самый мощный в регионе флот, куда входит более 400 буксирных, сухогрузных, нефтеналивных и вспомогательных судов. Они-то и перевозят с Красноярского и Лесосибирского порта уголь, песок, щебень, нефтепродукты и ГСМ, пиломатериалы, автомобили, спецтехнику и многое другое, что обеспечивает существование всему Красноярскому краю. Особенно в речниках нуждаются жители отдалённых уголков края — Таймыра, Норильска и Дудинки, куда доставить важные грузы в необходимых объемах можно только по воде. Это единственная судоходная компания в Красноярском крае, которой по силам масштабная задача: в сжатые сроки обеспечить северный завоз, благодаря которому люди получат топливо и ГСМ, продукты питания, лекарства и другие товары.

Но и с точки зрения экономики без ЕРП никак. Запустить добычу нефти на Ванкорском месторождении и построить нефтепровод «Куюмба — Тайшет» удалось именно благодаря пароходству, которое перевезло нужные материалы уникальным способом. Так, для нефтепровода их доставляли по одной из самых сложных для судоходства рек, доступной для крупнотоннажного флота только в период паводка. На это у речников было от 10 до 14 дней, пока вода не начинала спадать. Конечно, без высокой квалификации работников, глубоких знаний и мастерства здесь не обойтись.

Компания «Норникель», которая уже 90 лет производит палладий, платину, никель, родий, кобальт и медь для низкоуглеродной экономики и экологически чистого транспорта, постоянно вкладывают средства в развитие портов, судоремонтные подразделения Енисейского речного пароходства, чтобы жизнь и работа на Севере не останавливалась. Только в Дудинский МП за последние 10 лет инвестировано 20 млрд руб. Из глобального в планах — до 2030 года увеличить мощности на СМП до трёх млн тонн в год.

Фото: Енисейское речное пароходство

Река — судьба и профессия

Навигация по Енисею — это сложная задача, поскольку река имеет множество опасных участков с каменистым дном, извилистым руслом и сильными течениями. И здесь нужна не просто слаженность, а сплочённость, когда каждый — от диспетчерской службы до экипажа на борту — чувствует пульс великой реки.

В северном завозе участвует около 3 300 человек, для которых река стала судьбой, а коллектив — семьёй. Кто-то ведёт суда, кто-то обеспечивает бесперебойную отгрузку в портах, кто-то отвечает за надёжность механизмов и металла — всех специальностей не перечислить.

Нередко их умения и любовь к профессии передаются из поколения в поколение, иначе как объяснить обилие флотских, портовых и судоремонтных династий? Самые большие из них объединяют по 3-4 поколения, а совместный трудовой стаж достигает 250 лет на семью. В пароходстве чтят и гордятся этими династиями — настоящими хранителями романтики и силы речного труда. Здесь работают не по графику, а по зову сердца — с душой, с честью, с верой в дело.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ читаемых

Самое интересное в регионах