Примерное время чтения: 6 минут
136

Ориентация на человека. Металлургическая компания рассказала о развитии

«АиФ на Енисее» №23 (2220) 07/06/2023
Первый этап «Серной программы 2.0» выходит на финишную прямую.
Первый этап «Серной программы 2.0» выходит на финишную прямую. Пресс-служба компании Норникель

Несмотря на геополитическую обстановку, принципы корпоративной социальной ответственности, забота о сотрудниках и экологии, вклад в развитие городов и участие в благотворительных акциях остаются главными векторами развития современного российского бизнеса.

О том, какое влияние оказывает компания «Норникель» на экологию, социально-экономическое развитие регионов, на своих работников и партнёров по бизнесу, рассказали топ-менеджеры на презентации результатов в области устойчивого развития за 2022 год.

Экологическая стратегия

В прошедшем году компания продолжила реализовывать комплексную экологическую стратегию. Это прежде всего климатическая повестка, качество воды, воздуха, почвы и био­разнообразия.

Как рассказал вице-президент по экологии и промышленной безопасности Станислав Селезнёв, первый этап «Серной программы 2.0» на Надеждинском металлургическом заводе выходит на финишную прямую. Он должен привести к снижению выбросов диоксида серы в Норильском промышленном районе на 45% по сравнению с показателями 2015 года. Запуск в опытно-промышленную эксплуатацию и первое снижение выбросов ожидается до конца 2023 года. А в сентябре 2023-го «Норникель» начинает работу системы контроля качества воздуха в Норильске и Мончегорске.

В рамках программы очистки территории от исторического загрязнения в Норильске за 2021–2022 гг. было собрано и вывезено 814 тыс. тонн мусора и 71 тыс. тонн металлолома, демонтировано 262 неэксплуатируемых здания и сооружения. Всего было очищено около 2,6 млн кв. м.

Сократился объём выбросов сточных вод на 16,3%, утилизация отходов выросла на 19,5%, уровень выбросов парниковых газов снизился до 9,9 млн тонн с 10,3 млн. При этом горно-металлургическая компания остаётся лидером мировой никелевой отрасли с одним из самых низких объёмов выбросов парниковых газов на тонну никелевого эквивалента.

Главная ценность

О социальной и кадровой политике компании рассказала старший вице-президент «Норникеля» Лариса Зелькова. В числе основных приоритетов в области социальной политики – безопасность  и здоровье сотрудников, их профессиональное развитие, обеспечение социального благополучия за счёт продукции компании и поддержание высокого уровня жизни в регионах присутствия.

Сегодня компания остаётся лидером по уровню финансового вознаграждения сотрудников и разнообразию социального пакета. Средняя заработная плата за год выросла на 26% и составила порядка 183 тыс. рублей.

«Нам очень приятно, что не только работники по достоинству оценивают усилия компании, но и коллеги, эксперты и индустрия в целом: мы регулярно входим во всевозможные рейтинги, индексы, получаем профессиональные премии. Считаю, что это маркер того, что компания движется в правильном направлении», – сказала Лариса Зелькова.

Для вовлечения сотрудников в результаты работы в 2022 году в компании запустили программу «Цифровой инвестор». Каждый сотрудник со стажем работы в компании от одного года на 1 января 2023 года получает деньги от компании на покупку цифровых финансовых активов (токенов), привязанных по стоимости к акциям компании. И он будет получать дивиденды, а по завершении программы монетизирует их.

«Это прекрасная попытка совместить инструменты мотивации сотрудников компании и повысить их цифровую грамотность. Сотрудники компании имеют отличную возможность получать дивиденды, не рискуя при этом ничем. Кроме того, знания, полученные сотрудниками, позволят им чувствовать себя более уверенно в современном экономическом контексте», – считает член экспертного совета при Координационном совете РСПП по вопросам цифровизации Алевтина Камелькова.

Два года назад компания пересмотрела систему мотивации в области охраны труда. Целью стало отсутствие смертельных случаев и катастрофических аварий на производстве, а приоритетом – повышение прозрачности инцидентов и качественное расследование. «Человек, который у нас работает, – это самая большая ценность компании, и он должен быть защищён. Мы несём за него ответственность, обеспечивая работой, и отвечаем за то, чтобы он уходил домой живой, здоровый и довольный», – подчеркнул Станислав Селезнёв.

Другой Норильск

Одна из крупнейших социальных программ – реновация Норильска. Общий вклад компании в развитие города до 2035 года оценивается в 81,3 млрд рублей, причём 57% от этой суммы пойдут в реновацию жилого фонда.

«Мы рассчитываем, что в течение 10 лет данная программа позволит не только изменить качество жизни, но и создать уникальные условия для проживания в арктической зоне, условия безопасные, экологичные, востребованные молодыми специалистами», — отметила Лариса Зелькова.

Глава Норильска Дмитрий Карасёв высоко оценил участие компании в части реализации комплексного плана социально-экономического развития города. «Несмотря на то что участниками комплексного плана развития Норильска являются четыре стороны (федеральные власти, Красноярский край, администрация города и «Норникель»), доля компании составляет больше 70%. Это беспрецедентный пример. Но и планом комплексного развития компания не ограничивается, воплощая такие проекты, как проектирование Арктического музея современного искусства, строительство ледовой арены, бассейна. Проезжая по городу, видишь, как много долгожданных объектов возводится. Я уверен, что вскоре у нас будет совершенно другой, современный Норильск».

Не обошли стороной и тему переселения коренных народов Крайнего Севера. В 2021 году компания запустила процедуру свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС), чтобы выбрать путь расселения поселка Тухард. Пять месяцев потребовалось, чтобы коренные жители выработали принципы и условия, на которых они дают компании согласие на переезд.

Эксперт ООН Алексей Цыкарев отметил, что компания учитывает рекомендации, которые звучат на различных международных площадках. «Не так давно я представил участникам сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов исследование о применении принципов СПОС в мире. В качестве примеров были приведены и практики компании в посёлке Тухард, взаимодействие с саамами на Колмозерском месторождении. Международные эксперты с интересом отнес­лись к опыту компании».

Фото: Пресс-служба компании Норникель

После подписания соглашения в Тухарде компания продолжает сотрудничество с коренными народами. Эксперт уверен, что это только начало отношений – дальше будет реализация непосредственно проекта и контроль его эффективного исполнения.

Подводя итоги презентации отчёта об устойчивом развитии, председатель совета директоров Андрей Бугров подчеркнул стабильность в этом направлении. «Мы презентуем уже девятнадцатый по счёту отчёт об устойчивом развитии, который прошёл все общественные заверения и соответствует российским и зарубежным нормативам и стандартам». Добавим, что в издании РСПП «Устойчивое развитие в стратегии российского бизнеса» упомянуты 43 российские компании, и «Норникель» обозначен как один из лидеров.

«В новых геополитических условиях поддержание деятельности компании и продвижение по стратегии устойчивого развития является вдвойне сложным. Мы столкнулись с рядом новых и беспрецедентных для нас вызовов, связанных с нашей сбытовой деятельностью и логистикой. При этом сумма налогов, выплаченных нами в прошлом году, осталась на неизменном уровне. Все совокупные затраты на цели устойчивого развития вырос­ли на 63% – до 4,9 млрд долларов», - сказал в заключение вице-президент по работе с инвесторами и устойчивому развитию Владимир Жуков.

Комментарий
Руководитель экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН Светлана Бик: «В прошлом году многие эксперты смотрели на лидеров ESG-повестки с некоторым опасением: а вдруг они откажутся от этого направления? Потому что было ощущение, что работа по устойчивому развитию ориентирована в основном на экспорт. Но этот год показал, что в компании произошла очень качественная смена бенефициаров. ESG «на районе» стал таким же важным, как ESG «на экспорт». Такой поворот в сторону заинтересованных лиц, которые работают в компании и живут рядом с компанией, внушает большую надежду на будущее».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах