Водители общественного транспорта в глазах большинства красноярцев – этакие брутальные, наглые и хмурые мужики, в борьбе за пассажиров устраивающие настоящие гонки и постоянно мешающие частным автолюбителям. Но когда мы видим за рулем автобуса молодую девушку, невольно возникает легкое удивление и вопрос – что она тут делает?!
Мальчишеский интерес
Анна Браилко приехала в город из деревни Семёновка, Дзержинского района, там она родилась, жила и училась. Родители – обычные сельские жители, у неё три сестры , она самая младшая. Девушка смеётся: «Может и получилось так, потому что родители хотели Ваню, а получили Аню». До того, как попасть в сферу автоперевозок сменила несколько профессий, была диспетчером такси, слесарем-сборщиком алюминиевых конструкций на заводе, а потом пошла в кондукторы.
- Была, конечно, в детстве мечта – машина, руль, сесть и ехать куда-то, - рассказывает Анна, - а потом, как-то получилось все само собой, пошла кондуктором. А кондуктор все время с водителем, все время в кабине, все время в запчастях, где-то бегаешь, ищешь, лазишь и проявился какой-то мальчишеский интерес. Ну, мы с подружкой решили – пойдем. Отучились, сдала категорию и начала работать.
Большой коллектив – мужские правила
Вообще в Красноярске на маршрутах работает примерно пятнадцать женщин-водителей, самая «женская» колонна – «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие №7» и «водительниц» тут тоже семь, самая молодая из них – 23-летняя Анна Браилко, она перевозит пассажиров от Пашенного до Академгородка на 31 маршруте. Сейчас девушка вспоминает: «Пришла к генеральному директору, а он говорит, - «Что ты пришла? Мы тебя брать не будем, Поговорили, пошутили, что возьмем, а брать-то тебя не будем».
- Вы-то пошутили, а я с работы уволилась и пришла, возьмите меня, попробуйте, не понравлюсь – уволите. Я обещала, что буду стараться и хорошо себя вести. Стараюсь – это моя работа.
Инженер по эксплуатации, тоже «пытал» соискательницу работы: «Для чего тебе эта работа?! Для чего ты идешь в эту сферу? Ладно, взрослые женщины – у них разные обстоятельства, семейные например трудности».
По словам Анны, начальство сказало, что больше брать девушек на работу не собирается – седьмой гараж – семь девчонок, лимит исчерпан. Такая вот мужская логика – всё точно и даже созвучно.
- Был, конечно, сначала страх перед большим предприятием и мужским коллективом. Кто есть кто, к кому подойти, как? Но потом, выяснилось, что и коллектив здесь получше, и мужики поинтересней. Всегда что-то подскажут, помогут. У некоторых кондукторов, какая-то зависть, что ли, иногда проявляется, а я не хочу всю жизнь кондукторить, надо чего-то добиваться.
А вот как кондуктор отозвалась о водителе: «Я с ней редко работаю, но знаю, хорошая девочка, молодая еще, учиться надо, но она молодец. Вообще живая какая-то, подвижная».
«Романтические» будни
- Работаю два через два дня. Подъём полпятого. В гараж приехала где-то в 5-40. Проходим медика. Пошла к диспетчеру, получила путевку, завела машину, посмотрела масло – убедилась, что всё в порядке. Машина прогрелась, поехала на «конечку», а оттуда по маршруту. Вот примерно такой рабочий день.
По мнению девушки, у неё не такая уж сложная работа: «Сначала привыкала к машине, к дороге, а сейчас привыкла, да и муниципальные маршруты отличаются от коммерческих, нам не надо так агрессивно работать – маршрут, время – всё ясно. Есть «издержки » - встаешь рано, в гараж иногда и после полуночи возвращаешься. На «копейке» (маршрут №1 – прим. корр.) работала, так там «механика», ручкой надергаешься – вообще устаёшь , а тут «автомат», полегче».
В выходные Аня предпочитает прежде всего выспаться. Сейчас она живет со старшей сестрой, своей семьёй пока не обзавелась, поэтому вне работы занимается домашними делами: «Особого хобби нет, дома порядок навести и машина – в выходной я лучше съезжу в гараж, если машина стоит, что-нибудь поделаю с ней», - делится Анна.
О дорогах, пассажирах и водителях
Конечно, девушка водитель автобуса – нечастая практика. Анне приходиться сталкиваться с некоторым скептицизмом не только от участников движения и пассажиров, но и от коллег.
- Кондуктор сразу заходит, смотрит… Девочка – значит всё, держимся за поручни, не отцепляемся, ловим пассажиров. Но день проработают, заходят и говорят, что не ожидали.… Всё зависит от человека, как человек ко всему этому относится. Ко всему движению, к тем людям, которые у тебя за спиной. Я отвечаю за эти сотни людей, где-то тысячу человек провозим за день, тут не только за себя и кондуктора переживать надо. Люди – ответственность большая.
- А вообще есть и парни такие, что хуже обезьяны с гранатой, просто страшно, - считает Аня, - да и водители разные попадаются, одни, видя девушку, стараются «подрезать», другие – улыбаются, пропускают, все люди разные.
- Народ говорит, что мы деньги «лопатой гребём», так взяли бы и погребли. Долго это получается грести. Весь день за рулём, а движение, по-моему, с каждым днём всё хуже и хуже. И уважения среди водителей нет. Ну, раз выбрала, значит, нравится, - рассуждает водитель,- не нравилось бы – не работала.
Хочется спокойно ехать по трассе
Надолго на городских маршрутах Аня задерживаться не хочет, следуя своему убеждению, ей хочется двигаться дальше. Сейчас девушку манит действительно настоящая дорога, хотя там-то порой возникает больше трудностей и на чью-то помощь она мало рассчитывает: «Планы разные, в голове мыслей много. Вроде уже город надоел. Хочется спокойно, где-нибудь ехать по трассе. А думаешь – а что по трассе, сломаюсь, что делать? Наверное, помощи не дождешься. Пока вроде и одним днём не живу, о будущем задумываюсь, но всю жизнь работать на городском маршруте - ни сил, ни нервов не хватит».
Но Анна старается слишком не загадывать на будущее, или просто пока не делится своими планами с другими. У неё ещё есть время определиться и она уверена, что выберет правильный маршрут.