Многие люди считают, что дни бумажной книги движутся к закату: у завзятых книгочеев теперь есть электронные «читалки». Это удобно: хотите — читайте книгу в автобусе, хотите — «сбросьте» её текст на электронный адрес другу. Но действительно ли будущее книги за электронными носителями? И если да, то какое будущее ожидает издателей, работников издательств и типографий?
Формат имеет значенье?
Помните, как будучи школьниками, вы писали сочинение на тему «Зачем нужно читать книги»? Как совершали хищные путешествия по книжным полкам, пока родители были на работе? Как передавали прочитанное из рук в руки одноклассникам, с восторгом впитывая в себя новые слова и веселые диалоги? Вживались в образы книжных героев, учились у них смелости, честности и великодушию?
Сегодня актуальны книги электронные, но они не передают волнующего запаха типографской краски, яркости иллюстраций и особого движения пальцев, в предвкушении продолжения сюжета перелистывающих бумажные страницы. Новая книга – кладезь сюрпризов. Ты ощущаешь живое тепло книги, знаешь, что, взяв её в руки, переживешь захватывающее приключение. А ещё бумажная книга дарит безопасность и независимость. Независимость от батарейки, электричества, от поломки деталей внутри электронной книги. Ведь никто не может с уверенностью утверждать, что купленную сегодня электронную книжку можно будет сохранить и перечитать лет через десять. Ведь рынок электронных новинок находится в постоянном движении и изменении форматов! Известный продюсер Гвин Хедли как-то сказал, что е-буки — отличный вариант для книг, которые вы не собираетесь перечитывать. Впрочем, у этого спора нет победителей: у каждого формата свои преимущества и недостатки. Но главное не это.
Важно, чему мы учимся у книг. Способности мыслить, что и делает нас людьми. Умению сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться, учиться. Окунаясь в мир литературы, мы расширяем свой словарный запас, развиваем чувства, знакомимся с неизвестными странами и народами. Книга скрашивает одиночество, с ней мы забываем про печаль и тоску. Читая, начинаем разбираться в вопросах этики, отличать правду ото лжи, ценить дружбу, управлять эмоциями. Задумываться, чтобы оглянуться, что-то лучше понять. Не зря же Максим Горький говорил, что всему лучшему в себе он обязан не кому-то, а книгам.
Книжная колыбель
Издание книги включает несколько технологических этапов. Они делятся на редакционные и типографские. Получается, в процессе издания книг участвуют специалисты двух организаций – книжного издательства и типографии. Что делает издательство? Выполняет работы по допечатной подготовке – набор текста, редактирование, корректуру, разработку дизайн-макета, верстку книжного блока, оформление обложки и запись файлов оригинала-макета для типографии. Типография же выполняет печать тиража по подготовленному издательством макету.
Издание книг включает также основополагающий элемент этой услуги – присвоение книге библиографических индексов. Они нужны книге для того, чтобы она была зарегистрирована в Книжной палате Российской Федерации и попала в каталоги библиотек России. Для этого каждому изданию в издательстве выделяются индексы библиографии, авторский знак, знак охраны авторского права. Кроме того, контрольные экземпляры из тиража каждой книги в количестве 16 штук издательство передает в Книжную палату для регистрации. Печать книг – это ключевая специализация типографии. В типографии печать книг возможна с использованием, чаще всего, метода офсетной печати. Заказчик согласовывает техзадание на печать книги.
Печать книг единичными экземплярами можно выполнить с использованием метода цифровой печати. Печать книг от одного экземпляра используется для изготовления ограниченных тиражей книг высокого качества, когда офсетный способ применять не выгодно.
Больше издательств, хороших и разных
Несправедливо утверждать, что в нашем городе нет хороших современных издательств. Но многие из тех, что давно и успешно работали на книжном рынке, не смогли — как правило, по экономической причине, — продолжать свою деятельность. Мы будем вести речь о тех, кто сумел «остаться на плаву». Вот, например, красноярское издательство «Растр» — бесспорный победитель в конкурсе «Книжное Красноярье-2012». Это звание издательство получило за издание фотоальбома «Затеси на сердце. Астафьев в памяти людской». В 2013 году издательство отмечено дипломом за участие в VII Красноярской ярмарке книжной культуры.
В «Растре» издают книги разной тематики, реализуют проекты изданий. Так, за счёт краевых грантов в последние годы были изданы прекрасный юбилейный альбом «Тойво Ряннель. Сердце Саян». Работы этого прекрасного художника присутствуют в музейных и частных коллекциях почти 40 стран. В альбоме использованы работы из фондов музеев Красноярска, Москвы, Минусинска, Томска и из личных архивов семьи Тойво Ряннеля. Издание вышло под общей редакцией самого художника.
А вот ещё одно издание — «Иллюстрированная история Красноярья. XVI – начало ХХ в.в., вызвавшая бурный интерес читателей — любителей и профессионалов исторической науки. И ещё на тему истории. Не так давно красноярское издательство «Тренд» выпустило книгу И.Т. Савенкова «Древнее искусство на Енисее». Разносторонне одаренный человек, Иван Тимофеевич Савенков (1846–1914), российский педагог, археолог, шахматист и музейный работник, оставил заметный след в истории Красноярска. Савенков настолько серьезно увлекся археологией, что был прозван «сибирским провидцем и открывателем древних письменностей». Он провёл массу археологических исследований. Особенно впечатляет его 500-километровая экспедиция по Енисею и его притокам. Археологические коллекции Савенкова выставлялись в Париже и Эрмитаже, вызывая бурный восторг. Впервые книга «Древнее искусство на Енисее» была издана в 1910 году. После её публикации Савенков был принят в члены Российской академии наук и отлучён от церкви за оспаривание «сибирской дикости дохристовой».
Издательство «Тренд» организовало также и презентацию книги Леонида Тимофеевича Петренко (1943-2011) — известного красноярского столбиста и спелеолога. «Когда в семье истинных красноярцев рождается ребёнок, его приносят на эти одухотворенные скалы — показать Родину», — пишет автор. Его книга дышит историей и традициями «столбизма», рассказывает о геологическом прошлом образования Столбов и о сегодняшнем животном и растительном мирах заповедника. На сайте Столбов можно найти её допечатную версию.
А в издательстве «Буква Статейнова» вышла из печати и поступает в продажу книга воспоминаний о жизни и творчестве В.П. Астафьева и М.С. Астафьевой-Корякиной «Год памяти гения». В книге читатель увидит разного Виктора Петровича, потому что вспоминают о нём разные люди. Есть и статьи тех, кто очень болезненно относился к его последним книгам, и особенно к его выступлениям в прессе. Здесь же опубликованы материалы круглого стола, проведенного в издательстве «Буква Статейнова» и посвященного творчеству Виктора Астафьева.
В издательстве «Буква Статейнова вышел в свет первый том двухтомника «Память о Победе», посвящённый приближающемуся семидесятилетию со дня Победы в Великой Отечественной войне (1945-2015 гг.). Книга представляет собой сборник сочинений о войне школьников Сибири и Дальнего Востока и рассказывает о реальных защитниках нашего Отечества, о тружениках тыла и о «детях войны». Издание будет интересно для школьников и студентов исторических факультетов, а также для всех, кто интересуется историей своего Отечества.
«А где же детская литература? — спросите вы. И получите ответ: Марина Саввиных, Светлана Карра и Ася Белова написали книгу об удивительных приключениях коровки Жужи. Книга издана в рамках проекта «Таланты России».
Типография и книгоиздательство
«Послебеды». Именно так называлась выставка, проходившая в Красноярском музейном центре в 2010 году. По ее следам была создана презентация альбома-каталога выставки современного искусства, посвященного Великой Отечественной войне. Этот альбом включает в себя компакт-диск с виртуальным туром по выставке. Как объяснили специалисты типографии «Ситалл», выпустившие книгу из печати, смысл издания – сберечь вещи и материальные детали, которые сохраняют память о самой разрушительной войне в истории. В «Ситалле» создается около 50 книг в год, а это, поверьте, огромный объём работы.
На сегодняшний день в типографии готова к выходу ещё одна книга — «Пинегин». Издание отличается качественной полиграфией и двуязычным форматом. Страницы книги рассказывают об истории мировой вольной борьбы, знаменитых атлетах и тренерах разных времен и народов. Якутянин Павел Пинегин первым из советских борцов стал чемпионом самой «боевой» весовой категории до 60 кг, выступая в составе блестящей сборной СССР в 1976 году. Создавая «Пинегина», типография «Ситалл» выполняла и издательские функции.
В преддверии 2014 года в «Ситалле» вышло еще одно удивительное издание — книга «Сибирский парадный стол. XIX - начало XX вв.». Автор книги, Игорь Шеин, историк и исследователь кулинарного искусства. В течение нескольких лет он расшифровывает старинные рецепты, среди которых, к примеру, блюда торжественного обеда в честь цесаревича Николая Александровича, прошедшего в Красноярске в 1891 году. Изучая старинные меню, Шеин восстанавливает изысканные ретро-рецепты. В его книге парадный стол рассматривается как гастрономический портрет общества. Описан стол, озвучены рецепты блюд — госпожа История довольна, что её секреты раскрыты.