Показанный на прошлой неделе на одном из красноярских телеканалов сюжет поверг в шок жителей края. Бывший воспитанник детского дома всю зиму прожил в промышленном холодильнике в холодной пристройке возле торгового центра.
На улицу с 500 тысячами…
О сироте, оказавшемся на улице, журналистам рассказала покупательница ближайшего ларька. Здесь его подкармливали, а он в благодарность помогал продавцам.
Судьба Виктора Тонгунакова драматична и, по большому счёту, ничем не отличается от судеб многих других детдомовцев. Отца убили, когда ему было пять лет, в 12 лет потерял мать. Следующие шесть лет провёл в Дудинском и Ермаковском интернатах. Последним пристанищем стал Красноярский детский дом № 1, откуда его направили в Дивногорское ПТУ. Однако оттуда выпускника спецшколы быстро отчислили.
Но на улице парень оказался не с пустыми руками, а с 500 тысячами рублей. Как сироте и инвалиду (проблемы со зрением) на карточку ему перечисляли пособие. Но до совершеннолетия деньгами воспользоваться он не мог. Оказавшись в свободном плавании, какое-то время снимал квартиру. Похоже, расстаться с крупной суммой купюр ему помогли неожиданно объявившиеся друзья.
Когда денег не стало, они так же неожиданно исчезли из его жизни. А бывший детдомовец оказался в холодной пристройке к кафе возле ТЦ «Красноярье». Ночевал в большом промышленном холодильнике, который тут же лежал на полу. До тех пор, пока кто-то из бомжей не разбил стеклянную дверь холодильника, которая спасала от холода.
Они никому не нужны
Странно, но тот факт, что бывшего выпускника детдома отчислили из училища и он, по сути, ушёл в никуда, не смутило руководство училища. Не поинтересовались его судьбой и социальные службы ни Дивногорска, ни Красноярска, куда он и перебрался.
Комментируя ситуацию на камеру, Виктор Костюк, директор красноярского детдома, позволил себе жёсткие характеристики в адрес бывшего воспитанника: «Я ему говорил: Витя, прижми зад, веди себя прилично. А Витя ни в какую. Он совершеннолетний. Я в 17 лет пошёл работать, никто со мной не нянчился. А тут… задницу им подтираем, а они на нас с верхней полки…» Правда, через пару дней после данного заявления директор стал бывшим.
«Ежегодно из детских домов Красноярского края выпускается около 300 подростков. Они нуждаются в том, чтобы мы их и дальше сопровождали, - уверена Ирина Мирошникова, полномочный представитель по правам детей в крае. - Но в нашем регионе до сих пор нет программы постинтернатного сопровождения. Ведь дети - и в 18, и в 25 лет - нуждаются в совете. А к кому обратиться сироте? То, что случилось с этим парнем, - кошмар. И подобных историй немало. Учить сирот приспосабливаться к жизни нужно, когда они ещё живут в детском доме. По моей статистике, только 10% выпускников детских домов успешно устраиваются в жизни».
«Выходя из детского дома, они оказываются никому не нужными. В обычной семье ребёнок постоянно получает наставления, этот - нет. И не стоит от него ожидать, что он сам возьмётся за ум и всё сам сделает. Нередко из детских домов выходят ребятишки-коррекционщики, которые тем более нуждаются в таком сопровождении. Если бы об этом парне знали социальные службы, я вас уверяю, ему предложили бы крышу над головой», - говорит Ирина Мирошникова.
Но только после того как о сироте рассказали журналисты, Витю поселили в приют «Родник». Совершенно очевидно, что парню нужна психологическая помощь.
«Уже много лет в крае обсуждается программа сопровождения выпускников детских домов. То, что сегодня происходит с ними, - это катастрофа. Ребёнок просто не знает, куда пойти. Многие возвращаются в дома, где остались жить пьющие родители. Ребёнка сначала забирают из асоциальной среды, вкладывают средства в воспитание, а потом, когда ему исполняется 18 лет, туда же возвращают. Отсюда и статистика неумолимая - более 40% воспитанников детских домов оказываются в местах не столь отдалённых».