Несколько тысячелетий назад здесь енисейские киргизы брали дань с местных племён. Затем их потомки воевали в Гражданскую войну, пережили раскулачивание, устанавливали советскую власть, принимали ссыльных, строили колхозы и занимались заготовкой леса. Сегодня в деревне Кой Партизанского района (Красноярский край) живут чуть больше 180 человек, которые верят в возрождение родной земли.
За ароматом тайги
Дорога в малоизвестную деревню, расположенную на берегу реки Мана, из Абакана длилась шесть часов. Это время скрашивала новизна ощущений, особенно когда нырнули в тайгу – густую и непролазную. Вот цветочные поляны… Как хотелось остановиться, упасть на эту изумрудную зелень и бездумно смотреть в небо.
А дорога петляла мимо возникающих карьерных разработок, деревень – больших и не очень, периодически исчезал Интернет, и казалось, тайге не будет конца. Проезжаем деревню Выезжий Лог. Здесь в 1967 году снимали фильм «Хозяин тайги», в котором главные роли сыграли Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий.
Пока пассажиры восторгались живописными видами, водитель всё больше мрачнел. Оказалось, что по пути нет автозаправочных станций, даже в зажиточных на вид деревнях, где и ухоженные усадьбы, и иномарки возле ворот. А поселений всё меньше. Только остатки домов. По ним, разбросанным друг от друга на километры, можно предположить, насколько большим было когда-то село.
Из Красноярска ближе почти в два раза, и дорога лучше. Но вот и долгожданная поляна перед въездом в деревню Кой.
Здесь идёт приготовление к эколого-историческому фестивалю «Зарзуби». Сцена установлена, баннеры развешаны. Чуть поодаль на свежевыкошенной траве место для палаток. Давно ли вы спали в тайге, вдыхая её воздух, наполненный ароматом хвойных деревьев?
С чего начинается родина
С уважительного отношения к своим корням. В деревне Кой на берегу реки Мана памятник, каких в России множество: немудрёный четырёхугольный постамент из кирпича, который венчает пятиконечная звезда. Табличка, на которой выбиты имена погибших в годы Гражданской войны. Со временем и краска облупилась, и сам он потихоньку стал разрушаться. А за несколько дней преобразился. Его отштукатурили, выкрасили, оградку поставили, старую табличку заменили.
Инициатором восстановления выступила организатор фестиваля «Зарзуби» Надежда Ерёмина. Идею подхватил Александр Елагин – правнук погибшего на этой земле в Гражданскую войну Петра Петрова, чьё имя также увековечено на памятнике.
– К нам приедет сам митрополит? – то и дело возникал вопрос у собравшихся жителей деревни.
Да, владыка Пантелеимон совершил у памятника заупокойную литию. И обратился к койцам: «Ваша деревня отдалённая, но не глухая. Потому что здесь живут люди, способные к сочувствию и сопереживанию. Они помнят предков, а значит, есть преемственность поколений. Вы идёте правильным путём. У вас чувствуется укрепление традиционных ценностей, сохранение исторического и культурного наследия. А значит, будет развитие и возрождение».
Затем митрополит перешёл к тем, кто высаживал сосенки: рядом с памятником заложена Аллея героев. В память о тех, кто защищал Родину на полях сражений в Гражданскую войну, Великую Отечественную и в зоне СВО, высажено 15 деревцев.
Когда-то в деревне Кой был леспромхоз, жили 3 тыс. человек. Во время перестройки предприятие перестало работать, люди начали уезжать семьями. Сегодня здесь живут всего 186 человек, из них восемь школьников начальных классов. Но после слов владыки она перестала быть «забытой Богом».
Общая история и корни
Таёжные берега Маны хранят много легенд и героических историй. Да и название фестиваля возникло по наименованию деревни Зарзубей, которая находилась много лет тому назад на этом месте.
Копнём ещё глубже: несколько столетий назад (конец XVI в. – начало XVIII в.) здесь енисейские киргизы брали дань с местных племён, но в свою очередь и сами платили то монгольским алтын-ханам, то джунгарам.
«Периодически во времена бескормицы и острых военных конфликтов степняки вторгались на зависимую от них территорию Присаянья и грабили аборигенное население. В этих случаях и енисейские киргизы, и данники-киштымы прятали в укромных местах свои семьи, имущество и скот, а воины охраняли подступы или отвлекали чужаков от укрытий», – констатирует профессор, доктор исторических наук Геннадий Быконя.
А на береговых скальных утёсах реки Мана обнаружены петроглифы, выполненные красным красящим пигментом (охра). Среди них изображение Ымай, богини тюркских народов, покровительницы женщин и детей, особо почитаемой в Хакасии. По всей территории республики не только множество наскальных рисунков, но и менгиров, есть даже гора Ымай.
По мнению доцента кафедры отечественной истории, директора музея археологии и этнографии КГПУ, кандидата исторических наук Александра Заики, петроглифы, нанесённые на скалу, на берегу реки Маны, датируются в широких временных рамках: 3 тыс. лет до н. э. – 1 тыс. лет н. э. (неолит – ранняя бронза – Средневековье).
«В настоящее время это наиболее древний объект наскального творчества в границах Саянского пояса Минусинской котловины», – утверждает учёный. То есть древнее, чем изображения, которые имеются в Хакасии?
Делегация, приехавшая на фестиваль «Зарзуби» из соседней республики, была многочисленной. В неё вошли не только археологи, историки, но и относящиеся к коренным малочисленным народам шорцы – с выступлениями, национальными блюдами, мастер-классами. Не осталась в стороне и Хакасская региональная организация кыргызов «Ордо».
Консул посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации (г. Красноярск) Азаман Кабаев приступил к исполнению обязанностей семь месяцев назад. Несмотря на то что работает он в краевом центре, оказывает поддержку и правовую помощь соотечественникам, живущим в Хакасии и Туве.
«На фестивале «Зарзуби» в очередной раз убеждаюсь, что у нас общая история, общие корни. И вот это единение народов, которое наблюдается здесь и сейчас, мы должны сберечь для потомков», – отметил Азаман Кабаев.
Не потерять объекты древней культуры
О чём говорили учёные на фестивале? О том, что масштабные исторические пласты до конца не изучены и таят в себе немало открытий. «Современное состояние объектов аварийное: плоскости с рисунками осыпаются, покрыты лишайниками и известковым налётом, некоторые – современными надписями. Часть рисунков периодически затапливается или перекрывается наледями. Петроглифы требуют не только реальной охраны, но и проведения необходимого комплекса консервационных и реставрационных работ. В противном случае мы рискуем потерять уникальные объекты древней культуры», – предупреждает Александр Заика.
Спасибо и отдельный поклон художнику Владимиру Капелько. Влюблённый в древнюю историю Саян, он изобрёл метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу (сегодня известный как метод В. Ф. Капелько). Владимир Феофанович скопировал петргоглифы со скал, находящихся на берегах рек Абакан, Енисей, Мана и Туба, благодаря чему древние наскальные изображения сохранены для потомков. Капелько не прошёл мимо петроглифов с Койской писаницы и писаницы Шкапчик, и сегодня можно сравнить, насколько изменились рисунки за несколько десятков лет.
«Учёным ещё предстоит расшифровать древние петроглифы. Но здесь обнаружена и первая оборонительная система «Лозанова осада». Никого не оставляет равнодушным скала – по своим очертаниям один в один окаменевший мамонт. Наша цель – объединить неравнодушных исследователей и путешественников.
Представители власти, бизнеса Красноярского края и Хакасии должны решить накопившиеся вопросы и устранить барьеры, мешающие устойчивому развитию территорий. Обязательно с сохранением природных комплексов и объектов культурного наследия. Вполне возможно, что точки взаимодействия найдут и организаторы туристических маршрутов, объединив места силы в единый путь следования по территории Хакасско-Минусинской котловины», - считает организатор фестиваля «Зарзуби» и инициатор создания природного парка «Койское Белогорье», председатель совета союза творческих лидеров «Три сферы» Надежда Ерёмина.
Кстати, меры по сохранению принимаются. Уже сегодня там создаётся особо охраняемая территория – природный парк «Койское Белогорье» – для сохранения первозданных комплексов и объектов культурного наследия. Может, с его созданием и возродится деревня Кой?