В освоении Сибири русскими переплелись стихийное заселение и переселение по «государевым указам». Местное населенье завоевывалось или добровольно входило в состав Русского государства, чтобы найти защиту от воинственных соседей. Массовое переселение из России на восток началось с конца XVI в. после походов Ермака. Продвижение русских проходило в восточном направлении Сибири, в самые богатые пушным зверем области. Детали истории восстанавливал корреспондент «АиФ-Красноярск».
Мягкое золото
Атаманово, Ворогово, Есаулово, Торгашино, Зыково, Лалетино, Лодейки - казачьи топонимы окружают Красноярск со всех сторон. Разросшийся город-миллионник некоторые из них уже поглотил, но они всё равно сохранили свои названия. Например, станция Злобино, названная по фамилии одного из основателей острога, потомки которого до сих пор живут в Красноярске.
«Легендарные пушные богатства Сибири - это хорошо, - рассказывает доктор исторических наук Геннадий Быконя. - Но чего стоит самая богатая земля, если некому её обрабатывать, некому взять её плоды, получить мягкое золото? Без людей самая обильная тайга - пустыня. Значит, мало получить территорию, надо, чтобы на ней было население, которое можно обложить ясаком. Да и самим получить часть мехов будет совсем не дурно. Значит, надо строиться. Ставить зимовья и заимки».
Так что служилые люди, которыми были казаки, начали осваивать бывшую Тюлькину землю, примыкавшую к Качинскому острогу, будущему Красноярску. С годами атаманы Иван Кольцов и Дементий Злобин, десятники Шумка Вострык и Дементий Зыков получили за службу земли от красноярского воеводы в вечное пользование. И пошли вокруг будущего Красноярска населённые пункты. Пузырёво и Берёзовка стали первыми, поскольку воспоминания о них датируются ещё 1639 годом. Затем возникли Злобино, Кольцово, Торгашино, Овсянка, Базаиха. Жизнь простой и сладкой не была, и прежде всего из-за своих же русских соседей. На долгие 50 лет разгорелись недобрые отношения с Енисейском. Тюлькина землица, как до этого назывались земли вокруг Красноярска, считалась многолюдной и потому особенно соблазнительной в ясачном плане. Переподчинение её новому острогу сказывалось на экономических показателях Енисейска.
Кляузы в Москву
«Казаки были военно-служилым сословием и государевых податей не платили, - продолжает Геннадий Фёдорович. - Их дело было службой отрабатывать царёвы милости и везде следить за прибытком для казны. Между тем содержание гарнизонов казне влетало в копеечку. Требовалась отдача. Потому не удивительно, что воевода Енисейска очень скоро начал писать в Москву кляузы, дескать,
«…красноярцы живут за нашими головами даром, не учинили тобе, государь, прибыли нисколько, ясак не собирают».
Сохранившиеся данные показывают, что енисейцы не так уж и врали царю. За охотничий сезон 1629-1630 гг. Красноярск собрал в казну всего 190 рублей. Показатели Енисейского острога куда солиднее: пушнины набрали почти на 5200 рублей. В результате Москва согласилась с доводами сибиряков и велела раскассировать гарнизон Красноярска между Енисейском и Томском, а проштрафившийся городок низвести до уровня острожка и отправлять туда годовальщиков по 40-50 человек. Но уже через год сами жители Енисейска убедились в ошибочности этого решения. В марте 1631 г. пришли вести о подготовке кочевниками похода на Енисейск. Восстали ранее мирные остяки и угнали табун лошадей. Досталось и Томску с Кузнецком. Красноярский острог с сильным гарнизоном решено было восстановить.
«Скаска сына боярского»
Благодаря архивам мы и сегодня можем познакомиться с первыми красноярцами, которые оставили нам свои имена в местных названиях. Например, Дементий Андронович Злобин, чья фамилия принадлежит одной из пригородных станций. Говорят, когда-то там была его охотничья заимка.
Сибирский писарро
Род свой Дементий Злобин вёл от сына боярского из Стародуба-Северского. Отец его погиб во времена Смутного времени в бою под Кромами между царскими войсками и бойцами Лжедмитрия I. Как положено казаку, Дементий и по Дону погулял, и успел с поляками саблями переведаться.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e6/1027358/c/3ff9bea5ca08eb40d3fb0d296f244001.jpg)
Под командой спасителя России, знаменитого князя Дмитрия Пожарского, Злобин охотился за отрядом Лисовского, но неудачно, будучи неоднократно «ранен до смерти». Утомившись на бестолковой службе, он вновь уходит на Дон, но и там не может усидеть и с казацкой станицей атамана Шелудяка едет в Москву. Там Злобина ждёт царская опала. Точных причин сейчас установить уже нельзя - не исключено, что это последствия путешествия на Дон. Опального Дементия ссылают в сибирский Тобольск. С годовым окладом 8 рублей его зачисляют в литовскую роту ротмистра Бартоша (перевербовка пленных и использование их на других фронтах царства было в порядке вещей). В любом случае, в 1626 году Злобин с радостью идёт добровольцем в отряд Дубенского. Получает звание атамана, 13 рублей жалованья, 10 четвертей ржи и овса.
В Красноярске Злобин проявляет себя умелым воином с задатками полководца. Послужные списки, которые составлялись после каждого боевого столкновения, рисуют нам настоящего сибирского Писарро. В феврале 1630 г. князцы Коян и Шижеляк отправились грабить племена, живущие по Кану. Свои силы они укрепили монголами и калмыками. Злобин лично взял в плен Кояна и его старшего сына. В тот же год летом, руководя военной экспедицией, поднялся до Саянских гор и сорвал тем самым набег енисейских киргизов на Томск. В казачьих записках это выглядит гораздо прозаичней: «В Братской земле атаман Демко Злобин двух мужиков убил, а под ним, Демидком, коня убили». В «Скаске» жизни Дементия Андроновича, написанной им самим, насчитывается 11 случаев тяжёлых ранений, но службу казак не бросил.
«Воеводу казнил и отпёрся»
Успешного воина отметили в Москве. В 1634 году Дементий получает пожизненную прибавку к своему денежному и хлебному жалованью. Доплата превосходила воеводский оклад, что сделало свободолюбивого казака совсем уж независимым.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/e1/1027356/c/5127e6c5397cb33ec4d14ab8ad16d109.jpg)
Старый казак «пересидел» за тридцать лет службы десять воевод и не стеснялся напомнить им, что «вы де приходите и уходите, а я де остаюсь». В 1640 году дело дошло до открытого столкновения с воеводой Баскаковым. Тот попытался отстранить гордого атамана от должности. Злобин, не посмотрев на чины, ворвался в съезжую избу (канцелярию воеводы) и избил его так, что последний несколько дней лежал при смерти. Следователи, вероятно, опасаясь за свою жизнь, не рискнули обвинить казака, тем более что весь гарнизон поддерживал его. Злобин, как сказано в «Скаске», «отпёрся» и в 1647 году вновь стал атаманом. В этом чине он оставался ещё 10 лет, пока не запросил отставки в возрасте 70 лет: «Потому, что я, Демко, устарел. И сынишко мой Мишка по государеве грамоте в Красноярском остроге в моё место, в атаманы, повёрстан».
Потомки Злобина долго входили в городскую старшину, участвовали в «Красноярской шатости» 1695-1698 гг., но постепенно утратили значимые посты в управлении. Тем не менее род Дементия Злобина не прервался до сих пор, и представители этой фамилии живут в крае и сейчас.
Охранное имя
Древние славяне считали имя важной частью человеческой личности. Истинное имя всегда хранили в секрете, чтобы никто не смог причинить вред владельцу.
Очень долго жило верование, что волшебник или колдун может погубить человека, наведя порчу на его истинное имя. Поэтому настоящее имя знали только родители и самые близкие люди. А для публичного общения использовались прозвища, причём выбор отдавался таким, которые не вызывали зависти, не выдавали радость, а лучше отпугивали болезни и смерть - Шумило, Буян, Нелюб, Злоба. Встретив Ростигнева, негативные силы должны были, по идее, отправиться на поиски другой жертвы.
Имена и прозвища, связанные со «злом», были особенно популярны: Злобай, Злобица, Злоказ. Все эти имена встречаются в старорусских архивах ещё в X-XVI вв.
Исследования историков показывают, что Злоба - одно из самых распространённых на Руси внутрисемейных охранительных имён. Составители словарей фамилий так и пишут: «Надеясь, что ребёнок вырастет добрым, ему присваивали имя Злоба». Есть и более симпатичная версия. Фамилия Злобин берёт своё начало от слова «злобА», что означает в переводе со старорусского «правда», «истина». Отсюда и произошло слово «злободневный».