Когда нужно менять приборы учёта электроэнергии? Почему свет на даче обходится дороже, чем в городской квартире? Как платить, чтобы не появились долги? На эти и другие вопросы ответила Юлия СМИРНОВА, заместитель исполнительного директора ПАО «Красноярскэнергосбыт» по реализации.
Личный кабинет для защиты
Зачем вы сделали регистрацию в личный кабинет? Было удобно. А теперь не могу зарегистрироваться.
Виктория, Сосновоборск
- Мы выполняем требование федерального закона о персональных данных. Поэтому, чтобы получить доступ к личному кабинету, необходимо пройти процедуру регистрации. Вы получите логин и пароль и дальше будете пользоваться сервисом со всем его функционалом. Таким образом ваши персональные данные будут защищены от злоумышленников.
До 1 июня пока ещё можно заходить в ЛКК по номеру лицевого счёта и фамилии собственника, но с 1 июня эта возможность окончательно закроется. Зайти в личный кабинет можно будет только после процедуры регистрации.
Если возникли проблемы с регистрацией, можно позвонить по телефонам службы поддержки 8 (391) 257-67-07, 8 (800) 700-24-57, обратиться в виртуальную приёмную или в группу в социальных сетях.
У меня накопился небольшой долг за электроэнергию. Чем мне это грозит?
Валентин Иванович, Емельяново
- Должников мы вправе ограничивать в подаче электроэнергии. Причём сумма может быть небольшой. Долг образуется тогда, когда вы не оплатили двукратный норматив потребления.
Мы отправляем сначала уведомление, и через 20 дней, если сумма не погашена, придут наши специалисты и произведут отключение. Причём если раньше уведомление о задолженности мы должны были вручать лично в руки или отправлять по почте, то теперь по закону имеем право это делать любыми способами: по электронной почте, телефону, смс. Напомню, что оплатить счёт за электроэнергию нужно до 10-го числа текущего месяца.
Общее электричество посчитают
В расчётках от управляющей компании появилась строка «За электроэнергию на общедомовые нужды». Правомерно ли это?
Надежда Юрьевна, Ленинский р-н
- С этого года общедомовые нужды включены законодателями в плату за содержание, то есть из коммунальной услуги их перевели в разряд жилищной. Теперь объём потребления электроэнергии, потраченной на освещение в подъезде, работу лифта и другие ОДН, рассчитывается по нормативу. То есть сумма в платёжке от месяца к месяцу должна оставаться неизменной. При этом, если головной счётчик покажет, что дом в целом потратил больше электроэнергии, чем выставили по индивидуальным приборам и совокупному нормативу жителям, эту разницу должна оплатить УК. Если потратили меньше, жителям делается перерасчёт.
Все управляющие компании обязаны заключить с нашей компанией договор. Теперь они собирают плату с жителей за электроэнергию на ОДН и переводят деньги нам.
Раньше плата на общедомовые нужды за электроэнергию начислялась по социальной норме, теперь же получается, что по стандартному тарифу. Почему так?
В. Хатюшин, Красноярск
- Есть две стоимости электрической энергии для населения. В пределах социальной нормы и сверх социальной нормы. Раньше, если житель в квартире потребил меньше соцнормы, то ему в этот объём добавлялись и часть платежа за ОДН, и даже весь платёж. То есть житель мог уложиться полностью или частично в льготную стоимость вместе с ОДН. Теперь общедомовые нужды перенесли в жилищную услугу, и сейчас это плата за общее имущество. Плата за ОДН, условно говоря, перестала быть платежом за коммунальную услугу и больше не попадает под действие актов, регламентирующих применение социальной нормы. Поэтому по логике закона услуги должны оплачиваться по нормативу, без применения соцнормы. В новом законодательстве нет никаких указаний на этот счёт. Мы обратились за разъяснениями как в правительство края, так и к федеральным властям.
Нужно отметить, что для потребителей, которые выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом (без участия УК или ТСЖ), начисление за ОДН по-прежнему производится с учётом социальной нормы потребления, поскольку у них ОДН оплачивается в составе платы за электроэнергию.
На дачах свет дороже
Наш дачный кооператив за электроэнергию всегда платил в кассе Красноярскэнергосбыта. Сейчас их закрыли, а в других местах с нас требуют комиссию. Почему так произошло?
Надежда, Красноярск
- Кассы мы не закрыли, но, к сожалению, закрыт приём платежей от юрлиц. Это связано с усилением законодательства в части борьбы против легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём. Законом введены серьёзные ограничения по лимитам приёма денежных средств от юридических и физических лиц. Если компания будет нарушать закон, к ней применят штрафные санкции.
Рекомендуем вам внимательно изучить услуги банков, которые сейчас предлагают услуги по приёму платежей. Поверьте, можно найти вариант, когда комиссия очень мала или вовсе не зависит от суммы платежа.
Члены нашего СНТ получили огромные счета за электроэнергию. Кинулись к председателю выяснять, а оказалось, что у нас была проверка сетевой компании и на нашем счётчике не оказалось пломбы. Нам выставили огромный штраф. Но мы же не виноваты. Что нам теперь делать?
Маргарита, Красноярск
- Нужно детально изучить ситуацию. Но следует понимать, что собственники, в данном случае СНТ, как юридическое лицо несут ответственность за сохранность приборов учёта, в том числе за исправность пломб сетевых организаций. Отсутствие пломбы говорит о том, что к счётчику, возможно, было подключение с целью хищения электроэнергии. Поэтому организация зафиксировала безучётное потребление и предъявила его к оплате. Да, штрафы очень высоки. Единственное, что мы можем в этой ситуации сделать, - предоставить рассрочку платежа. А собственникам нужно привести систему учёта в надлежащее состояние, чтобы в дальнейшем исключить дополнительные начисления. Следует помнить, что председатель СНТ должен нести ответственность за состояние приборов учёта, их защиту и своевременную поверку. А собственники садовых участков могут заставить председателя проверить техдокументацию на счётчики, на их соответствие требованиям законодательства.
Мне приходят большие счета за электроэнергию на даче. Не могу понять: откуда берутся такие цифры. По сравнению со счетами на квартиру стоимость киловатт-часа получается намного больше. Какой тариф для дачи?
Ирина, Железногорск
- Тариф тот же самый, что и для населения. Но вы должны детально изучить, из чего в общем складывается плата за электроэнергию, потреблённую на даче. Возможно, в неё председатель СНТ включил дополнительные расходы: как обоснованные (например, содержание сетей внутри дачного сообщества), так и необоснованные. Также в счета дачников могут включаться потери (технические и энерговоровство). Красноярскэнергосбытом плата рассчитывается по головному прибору учёта, с применением социальной нормы на то количество домиков, которое указано в договоре электроснабжения. Как распределяет председатель СНТ между участками, нам неизвестно. Внутри СНТ вопросы оплаты должны решаться общим собранием собственников.
Председатель нашего садоводческого общества запустил работу, и со счетами за электроэнергию у нас полная путаница. Как проверить, есть ли у нашего общества задолженность?
Татьяна Петровна, Красноярск
- Поскольку это касается финансовой дисциплины между двумя юрлицами, просто так любому обратившемуся мы эту информацию не предоставим. Её может получить председатель или представитель, получивший от него доверенность.
Если вы решили переизбрать недобросовестного председателя, то основанием может стать решение общего собрания членов СНТ. После переизбрания новый председатель должен в течение трёх рабочих дней обратиться с заявлением в регистрирующий орган (налоговая инспекция) о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), приложив соответствующий протокол общего собрания о переизбрании.
Таким образом, для внесения изменений в договор энергоснабжения в связи с переизбранием председателя достаточно представления выписки из ЕГРЮЛ, выданной не ранее чем за 30 дней до её предоставления, в которой будут указаны соответствующие изменения.
Слышала, что у вас на сайте появился новый сервис - «Мультиклиент», когда в одном личном кабинете можно заводить несколько лицевых счётов на разные квартиры. Хочу им воспользоваться, но не могу разобраться.
Татьяна, Красноярск
- Там всё достаточно легко. Нужно зайти в личный кабинет, слева найти кнопку «Настроить кабинет», там есть функция «Подключить лицевой счёт». Заполняете три графы: фамилию, номер лицевого счёта и для удобства вводите название счёта (например, дом, дача или бабушка). Не забывайте, что если вы подключаете лицевой счёт не на электроэнергию, а на капремонт, то в графе «Фамилия» нужно писать «Собственник помещения». Это связано с тем, что от Фонда капремонта мы получаем обезличенные реестры. Клиенты в базе данных фонда обозначаются только номером лицевого счёта и адресом.
Чтобы впоследствии переключаться между счетами, используйте кнопку слева «Сменить лицевой счёт». Кстати, процедуру подключения лицевого счёта нужно будет пройти и всем клиентам, впервые зарегистрировавшимся в личном кабинете.
Этот сервис удобен тем, кому необходимо оплачивать счета по электроэнергии за несколько объектов. Например, если у вас две квартиры или за престарелых родственников.
Я в конце месяца сделала взнос на капремонт. Платёж вижу в личном кабинете, но сумма к оплате не изменилась. Почему?
Валерия, Красноярск
- Здесь есть нюанс в передаче данных между «Красноярскэнергосбытом» и Фондом капитального ремонта. Когда платёж мы уже идентифицировали, его видим, но реестр, который пришёл от фонда, не изменён. Это касается именно платежей последних двух-трёх рабочих дней в месяце. Здесь нужно подождать следующего реестра. Не волнуйтесь, деньги не будут утеряны.
Платить вовремя выгоднее
Много говорят о создании в крае единых расчётно-кассовых центров для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Скажите, что это такое, зачем они нужны и можно ли будет платить за электроэнергию через них?
Елена, Красноярск
- Правительства РФ и края пришли к выводу, что у нас в настоящий момент необходимо создать структуры, которые бы обеспечили приём платежей и консультацию жителей методом одного окна. С одной стороны, это удобно жителям, с другой - даёт хороший экономический эффект. Если несколько квитанций соединить в одну, то её стоимость уменьшится ровно во столько раз, сколько платежей в ней будет, то есть снизятся затраты на бумагу и доставку. А сэкономленные деньги можно потратить на что-то другое, полезное для жителей.
Кроме того, приём платежей в ЕРКЦ защищает жителей от фирм-однодневок, например, управляющих компаний, которые собирают деньги с жителей, копят долги перед ресурсоснабжающими организациями, а потом исчезают или банкротятся.
На данный момент на законодательном уровне для предприятий ЖКХ участие в ЕРКЦ не обязательно. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации объединиться могут лишь добровольно. На территориях края мы ведём процесс их создания. Где-то этот процесс идёт быстрее, как в Кодинске, где-то медленнее.
У нас частный дом. Заключили договор с МРСК на подключение к электроэнергии ещё в 2015 году. Но до сих пор нас не подключили. Что делать?
Татьяна, Кодинск
- С МРСК вы могли заключить договор о технологическом присоединении. Нужно смотреть само условие договора: в течение какого периода они должны были это сделать. Если уже прошло два года, вы выполнили все требования, значит, нужно обращаться к ним. В том числе с жалобой на их действия, потому что они должны были в течение обозначенного срока выполнить присоединение. Самовольно без их ведома подключаться нельзя - это будет не что иное, как хищение. Нужно закончить процедуру присоединения.
Пришло уведомление, что у счётчика истёк срок поверки. Что это значит и что мне теперь делать?
Татьяна, Красноярск
- После истечения межповерочного интервала у прибора учёта производитель не гарантирует, что он будет считать верно. При этом он может мотать как в большую, так и в меньшую стороны. Поэтому законодательно предусмотрено, что после того как истечёт срок поверки, счётчик необходимо либо заменить, либо поверить его, то есть сдать в одну из сертифицированных организаций, в том числе в Энергосбыт. Межповерочный интервал может быть разным - от 4 до 16 лет. Вам стоит посчитать, что будет выгоднее: поменять прибор учёта или отвезти его на поверку. Снять его в любом случае придётся, а это услуга платная. Потом может оказаться, что он уже правильно не работает. А, значит, вы понесёте дополнительные затраты.
Телефон ДИУ в Красноярске - 237-90-69. Жителям других городов можно посмотреть контакты на сайте Красноярскэнергосбыта или на сайте schetchik.krsk-sbit.ru
Получила письмо о том, что нужно срочно заменить счётчик. Правда, название компании указано другое. Это мошенники?
Маргарита, Красноярск
- У нас нет никаких подрядных организаций. Мы столкнулись с многочисленными случаями, когда несколько неизвестных компаний предлагали поменять жителям совершенно исправные приборы учёта. Тут надо быть внимательные. Если срок поверки счётчиков истёк, то мы сами уведомляем граждан. На квитанции от нашей компании на лицевой стороне обязательно будет информация об этом. Во всех других случаях вас дезинформируют.
Мне неоднократно приходило уведомление, что у счётчика истёк срок поверки. Но мне не хочется его менять. Что мне за это будет?
Людмила, Красноярск
- Если прибор вышел из строя, мы снимаем счётчик с учёта и начинаем электроэнергию рассчитывать по нормативу. Это может произойти не сразу, но рано или поздно произойдёт. При этом с лета прошлого года к тем, у кого нет счётчиков, применяется повышающий коэффициент. Сначала он был 1,4, сейчас 1,5 и, возможно, дальше будет повышаться и дальше. Поэтому платить за электроэнергию вам придётся больше.