Настоятель железногорского собора Архистратига Михаила отец Роман Нещерет, служивший до этого девять лет в Назарове, построил в районе пять храмов. Батюшка считает, что миссия священника – служить Богу и людям.
Шестилетнего Рому Нещерета крестили в Покровском храме города Абинска Краснодарского края, когда он был у бабушки с дедушкой. Вернувшись домой, мальчик заявил родителям, что станет батюшкой. Так и произошло.
Божий промысел
Татьяна Фирсова: Роман Алексеевич, у каждого человека свой путь к храму. Кто повлиял на ваш выбор?
Роман Нещерет: Мои родители, которые были воцерковлёнными людьми, но больше бабушка и дедушка по линии отца. Они тоже были очень верующими. Дед прошёл Великую Отечественную и Японскую войну, был очень строгим. Когда мне был год, а брату полтора, наша семья с Кубани уехала в Красноярский край на всесоюзную стройку КАТЭК. Помню, как появились дома первые иконы, оставшиеся от бабушки по линии мамы. Однажды отец выиграл икону в лотерею. Она не была канонической, но мы считали, что на ней был изображён Иисус Христос.
Помню, как на крещении батюшка окунал меня в купель и заводил в святой алтарь. В криминальные девяностые под здание этой церкви заложили бомбу и взорвали, от неё осталась только коробка. Потом отец участвовал в её восстановлении, а я ему помогал.
Брат первым пошёл в воскресную школу, потом поступил в духовную семинарию. Писал, что христианская жизнь совсем иная, чем мирская. Однажды, приехав на каникулы, с разрешения настоятеля провёл меня в алтарь, и с этого момента я не только стал посещать воскресную школу, но и нёс послушание. Изучив Cвященное Писание, посещая интернаты для престарелых, детские дома, понял, что служение людям и Богу близко моему сердцу. Прошло уже 22 года с той поры, как я переступил порог семинарии, но ни разу не было и тени сомнения в правильности выбора.
«Утерянное, но не забытое»
– Под вашим непосредственным руководством в Назаровском районе были возведены пять церквей.
– У меня всегда было желание построить храм. Став настоятелем Свято-Покровского храма в Назарове, узнал, что на территории района когда-то их было около десятка. А в центре волостного села Назаровское в своё время стояла церковь Святой Живоначальной Троицы, но была разрушена. К сожалению, ни одной фотографии или изображения не сохранилось. Лишь за год до моего отъезда в Железногорск в одном из музеев Москвы нашёлся небольшой рисунок села, где вдалеке была видна церковь.
Попытки построить на её месте новый храм предпринимались не раз, но безуспешно. В градостроительном плане место, где была старинная церковь, отводилось под торговый центр. Это, по мнению большинства горожан, было абсолютно неуместным, учитывая, что недалеко Мемориал памяти воинов-назаровцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
И всё получилось, но, чтобы согласовать строительство храма, потребовалось пять лет. На момент моего отъезда половина здания была построена, а в Красной Поляне на храме Георгия Победоносца уже возвели кровлю и установили купола.
Настоящей жемчужиной Назаровского района стала церковь Луки (Войно-Ясенецкого) в посёлке Степной. В Сахапте возвели церковь святого великомученика и целителя Пантелеимона, в Ильинке – храм Святого пророка Ильи. В селе Преображенка построили часовню с алтарём святителя Амфилохия Красноярского, это практически мини-церковь. Сегодня в них проводятся полноценные богослужения.
– К восстановлению исторической памяти можно отнести изготовление мозаичных полотен двух утраченных храмов Красноярска в рамках проекта «Утерянное, но не забытое». Кому принадлежала идея?
– Психологу 103-го лицея Марине Ковель. Она предложила создать на территории нашего собора открытый музей с арт-объектами церквей по примеру Санкт-Петербурга. Вместо больших макетов решили сделать мозаичные полотна. Городская библиотека им. Горького подготовила проект «История сквозь время», который получил грант конкурса «Православная инициатива».
«Утерянное, но не забытое» – первый этап проекта, он включает в себя изготовление двух мозаичных полотен с изображением разрушенных Воскресенского и Богородице-Рождественского соборов. Автор – железногорская художница Коринна Кузнецова и все прихожане и горожане, принимавшие участие в создании мозаик. Их планируем передать в духовно-просветительский центр «Касьяновский дом» в Красноярске. Хотим изготовить ещё три мозаики с утраченными церквями, макет старинного Красноярска с соборами. Есть задумка сделать макеты храмов по технологии 3Д-печати и несколько электронных исторических тач-панелей с подсветкой.
«Зло упаковывается в красивую обёртку»
– Надеюсь, что этот проект станет кирпичиком добра в противостоянии агрессии, которая в обществе просто зашкаливает.
– Да, зла сегодня очень много, оно упаковывается в красивую обёртку и подаётся людям. Криминальная новость собирает в Интернете сотни тысяч просмотров, позитивная – очень мало. Зло, осуждение, раздражительность, ненависть, сплетни разрушают человека изнутри.
Расчеловечивание происходит очень быстро. Как говорил монах святой горы Афон преподобный Паисий Святогорец, «дьявол разгулялся не на шутку». Своё злое семя он сеет среди людей, которые живут в этой агрессии, напитываются ею. А вот формирование духовной и нравственной жизни, дома души человеческой – трудоёмкий восстановительный процесс. Нужно насаждать добро, проповедовать его, ведь одна его капля делает зло не таким большим, но капля зла превращает его в океан.
– Как противостоять активно насаждаемым западным «ценностям»: гей-парадам, однополым бракам, смене пола с раннего детства?
– Церковь борется с растлением общества словом и делом. Когда люди нетрадиционной ориентации приходят в храм, мы убеждаем их в недопустимости их образа жизни. Предлагаем покаяться, исповедоваться и радикально поменять жизненный уклад. Есть случаи, когда люди обзаводятся семьями, у них рождаются дети. Важно, что наши традиционные ценности, институт семьи сегодня поддерживаются и на законодательном уровне.
«Сиди, лягушка, в луже…»
– Вы ведёте личную страницу в соцсети «ВКонтакте». Ещё несколько лет назад это было трудно представить.
– Социальные сети – ниша для миссионерства, там задают много вопросов религиозного плана. Как сказал патриарх, священнослужителям нужно выйти из привычной среды, ведь если в соцсетях не будет духовенства, туда придёт кто-то другой. Социальные сети делают священников более открытыми и доступными, позволяют показать наш труд, к которому часто относятся незаслуженно негативно.
– И подтверждение тому – случай, о котором вы рассказали «ВКонтакте». Когда железногорец, видя, как вы чистите снег на территории храма, принял вас за дворника и нелестно отозвался о настоятеле. Мол, пока вы на морозе горбатитесь, поп в тепле нежится и тяжелее кадила ничего не держал. Многие ведь так и считают, что батюшки ни в чём не нуждаются и не испытывают трудностей.
– Есть священники, живущие очень хорошо, а есть крайняя нищета и бедность духовенства. Когда батюшка идёт служить Богу, с ним не заключается договор и не обсуждается заработная плата.
Однажды «ВКонтакте» я увидел страницу выпускника нашей духовной семинарии отца Андрея, который служит в деревушке в Бурятии. Богослужения проводит в железнодорожном вагоне, на строительство церкви денег нет. Внутри, конечно, есть иконы и скромное церковное убранство, на молебне несколько человек. Пригласил его к себе, а он мне ответил, мол, на кого я своих бабушек оставлю, и добавил: «Сиди, лягушка, в луже, а то будет хуже», – чем меня рассмешил.
При епархии даже есть фонд бедных священников, и каждый православный приход по возможности направляет туда пожертвования. Есть батюшки, которые занимаются сельским хозяйством, а деньги направляют в свой приход. Как сказал наш митрополит, хлеб священника горек. Миссия батюшки – служить людям, Богу и матери-церкви. Как говорил апостол Павел, «Господь поставил меня не крестить, а благовестить», то есть проповедовать добро, любовь и служить примером.