«Енисей» шёл полным ходом из Ревеля в Моонзунд на очередную постановку мин. Недалеко от маяка Оденсхольм он был торпедирован германской подводной лодкой U-26. Взрыв произошёл под средней частью корабля, минзаг лёг на правый борт и вскоре затонул.
«Потом стало известно, что его гибель произошла в течение 10 минут, и так как поблизости в этот момент никого не было, а вода была ещё очень холодная, то спаслось всего 19 матросов, а из офицеров - один лишь старший механик, - вспоминал Гаральд Граф, старший офицер эсминца «Новик». - Кроме того, позднее рыбаки подобрали ещё одного матроса; все же остальные погибли».
Страж Балтики
Корабль был заложен на верфи Балтийского завода. Назван в честь минного заградителя, погибшего в январе 1904 года в войне с Японией. Новый «Енисей» - корабль водоизмещением 3,2 тысячи тонн, длиной почти сто метров и скоростью 18,9 узла. В экипаже - 12 офицеров и более 300 матросов. Корабль имел пять 120-миллиметровых и два 75-миллиметровых орудия. Но главным его оружием были 320 мин образца 1908 года. «Енисей» вошёл в отряд минных заградителей.
В канун Первой мировой войны власти и командование боялись потенциального прорыва германского флота к Санкт-Петербургу. Командующий Балтийским флотом Николай фон Эссен отправил «Енисей» и ещё три минзага устанавливать мины в Финском заливе. Так, ещё до официального объявления войны началась боевая служба корабля с сибирским названием.
Следующий рейд - в декабре 1914 года: установка мин перед Данцигом (ныне - Гданьск), одним из главнейших портов Восточной Пруссии. Немцы потеряли на этих минах пять пароходов. До мая 1915 года «Енисей» успешно ставил мины на коммуникациях противника.
«Ура!» из моря
«Мина идёт!» - закричал дозорный, но было уже поздно. Раздался толчок, взрыв, с кормы полетели обломки. Попадали люди. От взрыва рухнула задняя мачта и разрушила при падении телеграф и электрические провода во внутренних помещениях. Тотчас погасло электричество. Корабль сразу дал крен на правый борт и стал почти вертикально.
Ясно было, что спасти судно не было никакой возможности. Командир минзага - капитан первого ранга Константин Прохоров отдал команду, чтобы экипаж спасался, а сам остался на капитанском мостике. 41-летний офицер, участвовавший в Цусимском сражении на крейсере «Аврора», месяц назад получивший в награду георгиевское оружие, отказался покидать гибнущий корабль. Рядом с ним остался юный мичман Степан Вольбек. Также на корабле остался старший лейтенант Александр Колчак - двоюродный брат будущего правителя Сибири.
Лейтенант Павел Матусевич лично руководил спуском на воду шлюпок и рассаживал в них людей. К нему подбежал рулевой Мылов, протягивая буёк, за который можно было держаться в воде. «Спасибо, братец, оставь себе буёк и спасайся сам», - ответил лейтенант. Он до конца был на мостике, и только когда стоять было уже невозможно, упал в воду и погиб.
Отказавшиеся от спасения офицеры смогли организовать быструю эвакуацию команды - без паники и замешательства. Не их вина, что большинство из оказавшихся в море людей не дождались подмоги…
«Енисей» через две минуты уже стал погружаться. С громким «Ура!» члены команды, перекрестившись, стали бросаться в воду. Успели спустить несколько шлюпок, но их захлёстывало сильной волной.
«Я сбросил сапоги, мешавшие мне, схватил свою койку-матрац, сделанный из толстой пробки, бросил её в воду и прыгнул сам. В первый момент словно ошпарило холодной водой, даже сердце защемило, - вспоминал выживший. - Несколькими взмахами рук подплыл к матрацу, и мне удалось обмотать его вокруг груди и живота. Первой заботой было отплыть подальше от судна, чтобы не затянуло в водоворот. Отплыв саженей на пять, оглянулся - на судне никого не было».
Нос «Енисея» подался вертикально кверху и почти моментально исчез под водой. На месте корабля забурлил сильный водоворот. В эту минуту из бушующего моря понеслось громкое «Ура!».
На милость волн
Матросы и офицеры пытались спастись, хватаясь за матрацы, обломки досок, спасательные круги. Рядом из воды вынырнула U-26 и стала полным ходом уходить, не обращая внимания на барахтающихся в воде людей. Немецкому капитан-лейтенанту Эгевольфу фон Беркхайму вид катастрофы был привычен. Осенью прошлого года его субмарина потопила крейсер «Паллада» с полутысячей человек на борту.
«Рассчитывать на помощь было неоткуда. Мы приготовились к смерти. Большинство держались совершенно спокойно: переговаривались, пели песни, - вспоминал матрос. - Сбоку от меня перевернулся полузалитый водой баркас с несколькими матросами. Они пошли ко дну. Лодка поплыла килем кверху. К ней подплыли два матроса и уцепились. Так мы продержались более часа на воде. Рядом за буёк держался молодой мичман Сергей Печаткин. Заметив, что команда приуныла, он собрал последние силы и крикнул: «Братцы, бодритесь, не унывать! Наши победили, потопили германский броненосец. Слышите «Ура!»?» - Через несколько минут Печаткин утонул».
До последнего подбадривали оказавшихся в ледяной воде людей судовой врач Александр Тетьев и раненный при взрыве торпеды лейтенант Георгий Унтербергер. «Более двух часов продержались мы на воде. Нас, выживших, неожиданно подобрали подошедшие со сторожевых пограничных постов лодки. Закоченевших до потери способности двигаться отвезли на берег», - вспоминал матрос.
Большинству из экипажа «Енисея» спастись не посчастливилось. Холодные волны Балтийского моря унесли жизни 289 матросов. Также погибли капитан первого ранга Прохоров, старший офицер корабля Колчак, старший лейтенант барон Александр Фиркс, лейтенанты Матусевич, Унтербергер, мичманы Вольбек, Георгий Тимашев, Печаткин, врач Тетьев. Из офицеров выжил только инженер-механик, капитан второго ранга Сачковский.
Остаётся добавить пару слов о судьбе германской U-26. В течение следующих месяцев она уничтожила три торговых парохода. В августе 1915 года субмарина фон Беркхайма не вернулась из очередного похода, вероятно, подорвавшись на минах у берегов Финляндии. Тех самых минах, что устанавливал минзаг «Енисей» годом ранее.