Красноярский край уже давно стал родным домом для многих народов, приезжих мигрантов. О том, как исторически складывалась многонациональность региона и грозят ли нам межэтнические разногласия, мы говорили с заместителем начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края Рашитом Рафиковым.
Интернациональный край
Кристина Смурова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Рашит Гиззатович, Красноярский край всегда был многонациональным. В какой период поток приезжих увеличился?
Рашит Рафиков: К концу 19-го века пришлое население доминировало над местным. Согласно данным знаменитой переписи населения за 1897 год, в регионе было зафиксировано более полумиллиона человек, причём на долю коренного населения пришлось менее 20%. Следующим крупным этапом народонаселения стало объединение двух процессов: строительство Транссибирской магистрали и столыпинская агарная реформа. Суть в том, что по железной дороге в Сибирь эмигрировали представители центральной европейской губернии, где была острая нехватка земли. Здесь же переселенцам предлагали хорошие участки и условия. Одним из ярких результатов этой реформы стало появление татарских и чувашских населённых пунктов на красноярской земле. Благодаря всему этому к началу Первой мировой войны население региона удвоилось. Стоит отметить, что и война внесла огромный вклад в смешение национальностей. Один из сильных потоков переселенцев - это голодбеженцы, люди, бежавшие из районов, поражённых засухой.
- А что ещё повиляло на формирование межнационального состава?
- Большую роль сыграли периоды первых пятилеток, а затем и массовые ссылки. Сначала по асоциальному признаку - бывшие священнослужители, кулаки, купцы, дворяне, а затем и по национальному - немцы, финские татары, калмыки, болгары. Когда репрессии закончились, большая часть переселенцев вернулась на историческую родину, но многие и остались. Свою лепту внесло и то, что Сибирь остро нуждалась в трудовых ресурсах, поэтому сюда ехали на строительство ГЭС, были ударные комсомольские стройки. Яркий пример - город Шарыпово, куда прибыло более 13 эшелонов с приезжими. Благодаря этому город считался самым интернациональным в крае.
- Как распад СССР отразился на потоке мигрантов?
- В этот период миграционные потоки стали встречными. В край вернулось русскоязычное население, при этом многие национальные диаспоры стали уезжать обратно на родину. В итоге к 90-м годам резко снизилась рождаемость населения, а на фоне миграционной утечки в последующие 25 лет численность населения края уменьшилась на 10%. Но именно в эти годы в регион стали приезжать иностранцы. В советское время Красноярский край был закрыт для них из-за большого количества военно-промышленных предприятий. После открытия региона здесь появились англичане, американцы, шведы, португальцы.
О ксенофобии и конфликтах
- Сегодня часто можно услышать фразу: «Понаехали!». Многие искренне считают, что от приезжих нет пользы. Какова ваша позиция?
- Сибирь всегда формировалась за счёт мигрантов, которые вносили и вносят огромный вклад в развитие края. Например, многие сюда приезжают за высшим образованием - это вносит вклад в развитие экономики и науки. Для развития спорта также нужны приезжие: для регби - норвежцы, для хоккея с мячом - шведы, в баскетбол - афроамериканцы. В строительстве не обойтись без иностранцев. Отдельно отмечу, что прибывающие стали аккумулироваться исключительно в крупных городах, где легче найти заработок. В крае среди таких городов первое место занимает Красноярск, второе - Норильск.
- Разные национальности в Сибири всегда уживались достаточно мирно. Грозят ли региону межэтнические разногласия?
- Ксенофобия по национальному признаку была всегда. Но раньше не было Интернета. Ещё десять лет назад в предоставлении негативной информации и формировании общественного мнения лидировали телевидение и газеты, теперь же на первом месте - социальные сети и Интернет, которые зачастую по своему незнанию либо заказу ради рейтингов разжигают межнациональные войны. Одно радует, что в нашей стране свобода слова не стоит превыше людей. И у нас нет карикатурных журналов, задевающих интересы других национальностей.
- Как сохранить толерантность?
- Сегодня огромная роль в воспитании толерантности закладывается в семьях и школах. Однако и со стороны приезжих проводится немало культурно-просветительских мероприятий, направленных на мирное сосуществование разных народностей на одной территории. Со своей стороны, и мигранты должны уважать и принимать законы, а также нравы коренного населения. С давних времён повелось такое правило: выжить в Сибири поможет только взаимное уважение и поддержка друг друга. Мы все заинтересованы в социальном мире, который очень хрупок. Поэтому давайте почаще встречаться на переговорных площадках, где будем обсуждать наболевшие темы и вместе искать выход из сложных ситуаций.