Примерное время чтения: 8 минут
308

Не сдаться и сдать. Почему получить водительские права стало сложнее?

«АиФ на Енисее» №39 (2184) 29/09/2022

Полтора года назад в России изменились правила сдачи экзамена по вождению. Теперь два практических этапа объединены в один, а демонстрировать свои навыки приходится не на автодроме, а в городе. По статистике, экзамен сдают 2–3 человека из 10. В исключительно редких случаях удаётся сделать это с первой попытки.

Насколько эффективны новые требования и кого «валят» на экзаменах, корреспондент krsk.aif.ru разбирался вместе с экспертами.

Что изменилось?

С момента нововведений в практические экзамены на получение водительских прав прошло полтора года. Достаточно времени, чтобы понять, пошли ли на пользу новые правила.

Напомним, с 1 апреля 2021 года больше нет автодрома. Упражнения выполняются на дорогах в условиях реального движения. К примеру, «горочку», а также разворот в ограниченном пространстве, ученики делают в любом месте, независимо от движущихся рядом машин. Но парковаться между машинами всё-таки не доверяют – на парковке, так же, как и раньше, устанавливают специальные конусы.

Помимо этой базы по регламенту автомобилистам нужно показать уверенное движение в потоке. Это ещё около пятнадцати элементов в городе. В их число входят обгон, опережение, перестроение, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков и пешеходных переходов, железнодорожных переездов. Убрали только «змейку» и поворот на 90 градусов.

Немаловажный нюанс – кандидаты в водители не знают заранее маршруты, по которым им предстоит ехать вместе с инспектором. Если раньше было несколько путей следования, которые ученики заучивали на уроках, то теперь полная импровизация. Пообщавшись с учениками разных автошкол Красноярска, мы выяснили, что многие инспекторы всё равно договариваются с автошколами хотя бы о примерных маршрутах. А вот в маленьких городах полицейские строже: предпочитают посмотреть на ученика в исключительно новых условиях.

Новый стресс для курсанта – сотрудник ГИБДД во время экзамена находится не на заднем сидении, как было раньше, а впереди. Получил более пяти штрафных баллов за нарушение ПДД и правил управления автомобилем – экзамен считается проваленным.

Дороги диктуют правила

В краевой ГИБДД пояснили, что раньше движение на дорогах было не такое интенсивное, и экзамен проходил по-другому. 

«Законодательство в этой части поменялось для того, чтобы курсант был максимально приближен к современным дорожным условиям. Задача полицейского – допустить к вождению подготовленных участников дорожного движения. По какой причине кандидат в водители не может выполнить то или иное упражнение, сложно определить. Почему будущий водитель не пристегнул ремень безопасности или нарушил ПДД: из-за волнения, из-за плохой подготовки? Каждый случай индивидуален», – отметил инспектор по пропаганде БДД УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Василий Екимов.

Между тем с изменением закона водительские права не стали получать меньше. В 2020 году экзамен сдали более 16 тыс. человек. А в 2021-м, когда в силу вступили нововведения, – более 19 тыс. Также нельзя сказать, что новоиспечённые водители представляют особую опасность на дорогах.

«В прошлом году произошло всего 140 ДТП с участием водителей, стаж которых – не более 3 лет. Это немного, ведь за 2021 год сотрудники ГИБДД края оформили более 40 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Радует, что сегодня молодые участники дорожного движения в нашем регионе ответственно подходят к обучению и не входят в особую категорию опасных водителей», – добавил Василий Екимов.

За что снимают баллы?

По мнению же самих курсантов, процедура экзамена несправедливо усложнилась.

«Я не берусь судить качество своей езды, но то, что экзамен стал намного жёстче – факт. У меня были попытки получения удостоверения ещё до нововведений, есть с чем сравнить, – поделилась жительница г. Шарыпово Елена К. – Раньше, если ты сделал упражнения автодрома, но «завалил» город, в следующий раз едешь сразу в город. Теперь каждый раз начинаешь всё сначала. Ещё баллы на экзамене сняли за то, что «не плавно тронулась с места». Знакомая не сдала, потому что ехала 45 км/ч, а не 60 максимально возможных. Дорога была настолько ужасная и в ямах, что и 45 было «больно» для машины. Но инструктор заявил, что нужно всегда ехать с максимальной скоростью. Хотя от него самого такая команда во время экзамена не поступала. По регламенту он должен предупредить».

А это лишь некоторые комментарии на просторах Интернета.

«Я не сдала экзамен, потому что остановилась слишком далеко от стоп-линии. Я понимаю, когда ты её переехал. Это сразу штраф. Но если ты перестраховался и решил остановиться раньше? Остаётся искать золотую середину и вы­считывать миллиметры, чтобы угодить экзаменатору».

«Ехал по дороге, где было вообще непонятно, что это дорога. Асфальта нет, гравийка. При развороте мне указали на то, что заехал колесом на обочину. Как же полицейский понял, что там уже началась обочина, где и дорога, и обочина – одно сплошное месиво? Замечаю, что чем меньше город, тем придирчивее относятся к ученикам».

«После ввода нового регламента статистика абсолютно у всех автошкол ухудшилась, – поясняет директор сети автошкол Красноярского края Александр Петров. – Связано это, во-первых, с тем, что курсанту именно психологически гораздо сложнее сдавать элементы автодрома в условиях города. Поэтому большая часть несданных экзаменов – это элементарные ошибки. Во-вторых, свой вклад в ухудшение статистики внесли ужесточения в системе оценки результатов экзамена.

С первого раза теорию сдают 50–70% человек. Процент по сдаче практического экзамена снизился практически вдвое – до 25%».

Фото: АиФ на Енисее/ Максим Тодорашко

Плата за ошибку

За каждую попытку сдачи экзамена надо заплатить авто­школе за сопровождение инструктора 1 тыс. рублей. И не забываем про госпошлину в ГИБДД.

Учитывая, что из 10 учеников экзамен не сдают больше половины, а проходит он 2 раза в неделю, автошколы на этом неплохо зарабатывают, да и краевая казна пополняется. От отчаяния люди ищут лёгкий способ получения прав. До сих пор находятся предприимчивые «помощники».

Достоверных данных для оценки масштаба коррупции нет. Информация, предоставленная ниже, не проверена. История, по словам анонимного пользователя Интернета, произошла на севере Красноярского края.

«Сестра моего мужа без особых усилий сдала экзамен по договорённости. Инструктор местной автошколы или, возможно, другой, близкий к инспектору человек, предложил за 50 тыс. рублей облегчённую версию экзамена. Во время прак­тики она допустила ошибку, и так как в тот день было много учеников, то есть свидетелей, девушку отправили домой. Однако когда она при­ехала во второй раз, на экзамен пришли около 5 человек, и все были «по блату». Тогда двушка снова не смогла сделать «горку». Но инспектор стёр запись с камеры видеонаблюдения и дал ещё одну попытку».

Инструктор – психолог?

Автошкола в системе подготовки водителей посредник. От того, насколько качественное обучение учреждение даёт ученику, зависит успех на экзамене и в будущем уверенность на дорогах. Иногда в гонке за прибылью автошколы сокращают количество часов для обучения, не спешат обновлять автопарк и берут на работу неопытных инструкторов.

«Поскольку инструктор – это прежде всего педагог, то найти такого сотрудника непросто, – говорит Александр Петров. – Ему недостаточно просто иметь большой опыт вождения – нужны коммуникативность и тонкая психологическая работа с каждым курсантом. Кроме этого, готовность к постоянному совершенствованию, так как инструкторы проходят регулярную аттестацию для подтверждения и закрепления своих знаний.

Что касается очередей на экзамен, да, мы слышали о проблемах в некоторых автошколах. У нас таких нет. Мы заранее планируем объём курсантов, не принимаем из других автошкол. Но есть сложности в поиске мест, подходящих для сдачи экзамена в условиях городской среды. Особенно тяжело в зимний период. Если на автодроме мы точно знали, что учебная площадка будет подготовлена, то в городе такой гарантии нет. Это создаёт дополнительные трудности и для учеников, и для автошкол».

Комментарий
Руководитель группы по мониторингу за обеспечением безопасности дорожного движения Общественного совета при ГУ МВД по Красноярскому краю Александр Шестаков: «Считаю, что ужесточение правил сдачи экзамена на получение водительских прав вполне оправданно. Каждый год увеличивается количество автотранспорта. Зачастую из автошкол на дороги края выезжают неподготовленные водители и доучиваются на дорогах, что недопустимо. А то, что люди платят несколько раз за экзамен, – их вина. Значит, ученик не был готов к экзамену. В тех же европейских странах получить водительское удостоверение сложнее, нужно ещё дольше учиться. Что касается коррумпированности системы, за последние годы я не помню подобных фактов. И в машинах, и в классах стоят камеры. Ужесточился контроль подразделений, которые принимают экзамены».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах