Примерное время чтения: 21 минута
1256

Нелегко говорить правду. Митрополит - о революции, Сталине, семье и религии

В октябре 2011 года решением Священного минода митрополит Пантелеимон был назначен главой Красноярской митрополии.
В октябре 2011 года решением Священного минода митрополит Пантелеимон был назначен главой Красноярской митрополии. / Алина Ковригина / АиФ

Он прошел советскую школу, был даже пионером и комсомольцем, играл в школьном театре. А по субботам с бабушкой Феодосией ходил в храм. Но с трех лет мечтал быть батюшкой. Правда, прежде чем стать священником, окончил сельскохозяйственный техникум и институт. И только потом поступил в духовную семинарию… «Потому что понимал, если гонения на православных усилятся и продолжится разрушение храмов, мне придется служить подпольно». В 1987 году был пострижен в монашество. Шесть лет митрополит Пантелеимон (в миру Николай Кутовой) возглавляет Красноярскую митрополию. В интервью «АиФ-Красноярск» он рассказал о своем отношении к событиям, произошедшим сто лет назад, о роли Сталина в истории России, трансформации семейных ценностей, почему церковь не принимает суррогатное материнство, но крестит таких детей и т.д.

«Советский союз -моя родина»

Корреспондент «АиФ-Красноярск» Ольга Лобзина: 100 лет назад произошла революция, которая кардинально изменила жизнь в России. Отношение священнослужителей к этому понятно. Между тем сегодня Сталина одни проклинают, другие устанавливают ему памятники и считают, что в 1945 году он выиграл войну. Почему вы об этом всегда говорите с болью?

Митрополит Пантелеимон: До 1917 года существовала система, сложившаяся за тысячелетия. Нельзя сказать, что она была идеальной. И если бы не страшные грехи царствующих домов (особенно дома Романовых), правящей элиты и самого христианского мира, то революции не было бы.

Я родился в 1955 году, уже после смерти Сталина. Считаю, нельзя к его правлению относиться однозначно - с ненавистью или любовью. Власть не бывает без определённого насилия. История Сталина и нашей страны - это история бандитизма и законности. Но при этом чувство глобальности произошедшего, видимо, в нём господствовало. Как бы то ни было, Сталин стоял во главе страны, которая победила фашизм. Господь помог через молитвы верующих тому режиму в войне победить, вернуться к Богу, дать передышку для распространения христианства, чтобы дожить потом до перестройки.

Система правления, которую избрал Сталин, для него оказалась идеальной, но кровопролитной и даже геноцидной в отношении собственного народа. По-христиански это было бесовское правление. И сегодня он несёт ответ перед Богом.

- Карательная система прошлась и по вашей семье?

- Под жернова системы попали самые близкие родственники мамы, отец, потом отчим. Мама хотела быть актрисой и даже три года училась, но она была в оккупации и попала в немецкие концлагеря. А спецслужбы не доверяли таким, заставили забрать документы, и ей пришлось уехать в деревню.

Много было тогда несправедливого в государстве. Если при Сталине был страх, то после него - бесчеловечная коммунистическая система, особенно во времена Хрущёва. 91-й год вновь поставил кровавую точку, которую я не принимаю. Советский Союз, при всех его недостатках в отношении демократии, религии, человечности, - моя родина. В глубине души я ещё верую, что Господь поможет народам опомниться и объединиться. Пусть в другой системе, в свободных государствах со своей валютой, языками, религиями, но без антагонизма и ненависти, должен возродиться тот дух единства.

- В советские годы строили города, в космос летали…

- …атомные и электрические станции возводили, наука развивалась, сельское хозяйство, правда, и коррупция пускала свои корни. А сегодня мы вообще захлебнулись в этом. Коррупция пожирает всё - и веру, и доброту. Мы молимся, чтобы всё это не перешло вновь в кровопролитие. Дьявол толкает нашу страну к этому. И тогда будет похуже режима Сталина. Поэтому я всегда с такой тревогой говорю об этом и отказываюсь понимать все репрессии. Как же можно было над народами такой огромной империи, как Советский Союз, проводить такие страшные эксперименты? Но при этом у многих тогда была и искренняя любовь к стране. Люди самоотверженно работали в колхозах, на заводах. И искренне шли на демонстрацию 7 ноября…

Уходили, чтобы не вернуться…

- В результате гонений перед началом Великой Отечественной войны в Сибири практически не осталось храмов. А сколько их сегодня на территории края?

- Сибирь - уникальное место. Человек здесь никогда не знал ни крепостного права, ни помещичьего кнута. Конечно, борьба за выживание в Сибири требовала и силы духа. Потому люди строили храмы. Не помещики, а сами переселенцы, крестьяне, мастеровые, градоначальники...

Что делает сибиряка сибиряком? Духовность, мужество и могущество человека. Это сыграло свою роль под Москвой, когда сибиряки остановили гитлеровцев, а сами полегли. В честь красноярских героев в Красноярске будет возведён храм Иконы Казанской Божьей матери. На том месте, откуда первые добровольческие отряды отправлялись на фронт, чтобы сразиться с врагом под Москвой. Уходили, чтобы не вернуться...

До революции в Красноярском крае (тогда Енисейский округ) было более 400 храмов. В годы войны осталось 10 храмов на весь огромный сибирский регион. В Красноярске тогда чудом сохранилась Николаевская церковь (Никольский храм - единственный действующий в годы войны), в 1943 году в ней проводил службы Лука Войно-Ясенецкий (ныне святой).

Сегодня почти восстановлено количество храмов, которые действовали до 1917 года. В Красноярской епархии 180, более 100 в Енисейской, около 50 - в Норильской и более 60 храмов - в Канской. Но востребованность ещё больше. Сейчас в крае проживает около 3 млн человек, а до революции при населении в 500 тыс. было столько же храмов.

Мощи святых не музейный экспонат

- Летом в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы прикоснуться к частицам мощей святителя Николая Чудотворца, в течение месяца ежедневно в очередь выстраивались тысячи православных. А ведь до революции почти в каждом храме Енисейской епархии хранились мощи святых. Что удалось спасти?

Поклониться мощам святой Матроны пришли тысячи красноярцев.
Поклониться мощам святой Матроны пришли тысячи красноярцев. Фото: АиФ/ Александр Паниотов

- Большая часть святынь была утрачена во время гонений на церковь. Но благодаря стараниям священников сегодня есть ковчеги с частицами какого-либо святого почти во всех храмах. Есть там мощи и сибирских святых. Частицы мощей хранятся и в краеведческом музее, как и старинные иконы. Там пока не готовы их передать церкви. Мы и не требуем. Хотя исторические иконы должны быть достоянием жителей края, а не храниться в подвалах музеев. Надеюсь, когда мы воздвигнем Богородице-Рождественский собор, то сделаем цокольный этаж выставочным (как в московском храме Христа Спасителя) и отдадим его культуре. Частицы мощей также не могут быть музейным экспонатом, их надо передавать в храмы. Уверен, придёт время и понимание…

- Енисейск - старинный сибирский город, с богатой православной культурой и уникальными храмами, который сейчас восстанавливают к 400-летию. Возможно возродить паломничество?

- Тобольск и Енисейск - два уникальных места в Сибири. А для нас несправедливо поруганные города. Но сейчас их возрождают. И там есть святыни. Когда все реставрационные работы закончатся, они откроются для паломничества. Великое счастье жить рядом с таким городом, такой культурой и храмами. Надеемся, к юбилею в 2019 году Енисейск заиграет новыми красками. Мы этого очень ждём.

«Солома» сгорит в истории

- Год назад при митрополии создан общественный совет. В него вошли представители разных профессий, партий и даже вероисповедания. А когда совет выражал свою позицию по отдельным вопросам (как, например, запрет в школах рассказа Людмилы Петрушевской «Глюк», поддержка строительства собора на Стрелке), доставалось вам и от общественников, и от журналистов. Не жалеете?

- Считаю, это великий дар божий лично для меня - встречаться с такими достойными, разнополюсными, но очень цельными, интеллектуальными личностями. И обсуждаем вопросы не только те, что касаются церкви. Правильно подняли шум по поводу «Глюка». Считаю, эта «солома» сгорит в истории, как и многие другие книги, которые не могут быть жизнеутверждающими. И совет сделал большое дело - привлёк внимание и общественности, и российского министерства образования, которое всё-таки сделало своё заключение: книга не рекомендована для изучения в школе.

Мы, конечно, не можем приказать, ведь человек свободен выбирать. Но высказывать свою позицию обязаны. Иначе для чего мы живём на земле? Что касается меня лично… если Христа оклеветали и распяли, то нам, священникам, тем более не ждать светлого пути. И на этой непростой дороге будут и кланяться, и плевать, поливать грязью, клеветать… Но бояться не нужно. Потому что нелегко говорить правду. Ещё сложнее - принять, при этом никого не унижая и не оскорбляя.

В чём сила семьи?

- Сегодня много говорят об утраченных семейных ценностях. На ваш взгляд, что приводит к разрушению института семьи?

- Говоря очень мягко - безграмотность. А если сказать более жёстко - полное невежество в знаниях и оценках ценностей семьи как малого, но очень прочного замка человеческой души и формирования нравственности, самого человека - как царя природы, труда, гуманности и участника сохранения вечности. Семья - это не просто союз мужчины и женщины. В детях - вечность, в терпении и любви - мораль и нравственность, в труде - финансовое благополучие. Всё это помогает человеку существовать, хранить традиции…

Вера укрепляет семью.
Вера укрепляет семью. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

- Но почему мужчины сегодня не спешат связывать себя узами брака, брать ответственность за воспитание детей?

- Так можно сказать и про женщин. 21-й век обнажил то, о чём даже стыдились говорить. И конец мужчины как носителя жизни наступает тогда, когда он водворяется в систему однополой любви. Если не хочешь заводить семью, иди в монахи... Самое страшное, если мужчина теряет чувство защитника, хозяина, воина. Ещё он добытчик. А женщина не только хранительница очага, но слабый и хрупкий сосуд, который надо беречь. Но из истории мы знаем: если надо, она становилась на баррикады, на стены города, чтобы защитить страну, семью.

Сегодня мужчина «спит как младенец» до 35 лет, ещё и памперсы ему надо менять. Он стыдится проявить своё мужество. Не все, конечно. Я вижу, как молодые парни бережно несут на руках своих маленьких детей. Значит, отцовство проявляется у кого-то раньше, у кого-то позже. Но в целом меркантильность и страх перед лишними страданиями, нагрузками семейными в большинстве пугают, отсюда разрушение института семьи. Особенно если в семье, где он воспитывался, нет примера мужества, добра и ответственности. Но и государство, надо сказать прямо, ведёт не совсем правильную политику. Мужчин сегодня практически лишили возможности зарабатывать хлеб насущный. Зато пиво, алкоголь, наркотики становятся всё доступнее. И эта кривизна в человеческом обществе приводит мужчину как личность к пропасти. Впрочем, и женщину тоже. Почему-то о мужчинах у нас принято говорить «тряпка». Вот тряпок и выращивают мамы и папы.

Скажу прямо: русская нация проигрывает перед другими в воспитании мужчин. Равенство мужчин и женщин во всём приводит к проигрышу мужского начала. Отсюда такое количество разводов, и папы не смотрят, что у них есть дети. Отсюда матери-одиночки-героини. Я уважаю их за то, что не сделали аборт, пусть даже от разных мужчин нарожали детей, но не убили, а, как могут, воспитывают. Но ребёнок всё же должен расти в полной семье. Там, где есть пример мужественности и ответственности отца, доброта и любовь матери.

- А стоит ли сохранять семью, если муж наркоман или алкоголик? В обществе по этому поводу нет однозначной позиции. Одни считают, что с такими надо сразу разводиться. Другие говорят, что надо попытаться помочь…

- По церковным законам, поводом для развода могут быть факты прелюбодеяния или психического недомогания. И ни в коем случае болезнь. Однако наркомания, страшный алкоголизм, сексуальная распущенность, участие в террористических группировках - это условия, дающие право той или другой стороне к разрыву брака. В семье важна любовь, которая всё побеждает. Но нельзя цепляться за любовь, если человек превращается в демона и уже представляет опасность для близких. Если человек раз пообещал побороть свои вредные привычки, помогайте. Обманул второй раз - ещё можно поверить. Обманул в третий - надо разрывать отношения и оставить на волю Божью. Есть силы терпеть? Это индивидуальный выбор креста. Он спасительный, но и смертельно опасный. И, конечно, малейшее проявление насилия также может служить поводом к разводу. Если ударит один раз -убьёт в третий. Хотя знаю, что многие мамы и бабушки иногда терпели побои своих мужей и как-то оправдывали их, прожив вместе по 50 и 60 лет.

Ребёнок из пробирки…

- Как вы относитесь к суррогатному материнству, которое церковь не принимает, но в то же время допускает крещение детей?

- Церковь, наверное, по этому поводу ещё долго будет размышлять. Обращаясь к великой древности, мы можем найти примеры как бы суррогатного материнства. Из библейской истории знаем, что в семье Авраама и Сарры не было детей. Поскольку жена была бесплодна, она отдала мужу свою рабыню Агарь, которая и родила сына, потом отдала Саре, а сама осталась кормилицей.

В христианстве так сложилось за две тысячи лет - приёмные родители могут быть, а такого нет. И брак, где 2-3 жены, в православии тоже не рассматривается. Главные причины, почему церковь не принимает суррогатное материнство… С одной стороны, получается, с согласия законной жены муж вступает в блуд, с другой - допускается возможность торговли детьми. Ещё это может привести к отказу заказчицы от ребёнка и к убийству младенца той, которая произвела. Либо ребёнок окажется в детском доме при живой матери и той, которая хотела. Такого не должно быть.

- Есть ещё дети «из пробирки»…

- Но насколько я понимаю Священное Писание, самое главное - церковь не сказала, что этот ребёнок не человек. Дух святой сошёл на оплодотворённые клетки, искра божья заложена - дитя родилось. Поэтому мы и крестим таких детей.

Придет время - ответят...

- В советское время за поход в храм могли привлечь. После развала Союза туда пошли все, в том числе бывшие партийные работники, чиновники, бизнесмены, бандиты... Некоторые из них сегодня строят храмы. Как это принять простым прихожанам?

- Это сложно принять и верующему человеку, и обывателю. И часто с пылу-жару делим людей на честных и нечестных. Вот бедные - настоящие верующие, а богатые лицемерят. Но при этом мы забываем, что душа каждому дана Богом. И не случайно говорится, что душа человека потёмки. А когда в ней вспыхивает свет веры, чужой глаз не видит. Мы, священники, тоже не лишены такого же чувства, но знаем, что Господь в какой-то момент раскроет лицемерие человека, а наказание будет тяжким и страшным.

Действительно, после развала страны в храм пошли многие - министры, депутаты, бизнесмены... Во времена Бориса Ельцина их называли подсвечниками, потому что не принято держать в руках свечки. Сейчас это прекратилось. О таких людях надо молиться, чтобы они просветились верой, и тогда их богатство - награбленное и неправильно заработанное или честно заработанное - будет служить обществу. Пример тому - Совмен Хазрет. Он мусульманин, адыг (хотя адыги раньше были православными). Точно знаю: никого не грабил, ничего не приватизировал, не отбирал, наверное, заработал миллиарды. Но открывает детские дома, интернаты для престарелых, школы, помогает храмам и мечетям. Помогает бедным и богатым. И очень любит Красноярск.

- Почему общество не любит власть предержащих, богатых? Из-за зависти, или люди видят несправедливость? Как принять тем, кто трудится с утра до вечера за маленькую зарплату, воспитывает детей, тот факт, что кому-то с неба падает?

- Не с неба. Многими украдено, и очень искусно, даже при помощи закона. Но нужно понимать закон Божьего мздояния. С собой даже волос не возьмёшь. Цари где наши? А где их замки? Вот у нас они музеями стали - Эрмитаж, Петергоф, Михайловский, Царицино… Где наши великие богатеи? Где Гитлер с его кликой и награбленными ценностями? Их кости в аду. Барахло людьми сделано, а вот души, сожжённые в крематориях, не вернуть. Но есть вечный суд, и мы в это верим. Совет моей бабушки Феодосии передам: люди, радуйтесь, что есть стакан воды, кусок хлеба и соль. А ещё она говорила: пусть будем полуголые, полубосые, лишь бы войны не было. А Бог всё видит. Слишком коротка жизнь, чтобы тратить её на глупости, гневаться на богатых и распутных людей… Придёт время - ответят.

Мощи святых в Красноярске.
Мощи святых в Красноярске. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Не в бороде святость

- Церковь - консервативная структура. Но сегодня священнослужители активны в соцсетях, ведут блоги, проповедуют через Интернет, участвуют в различных ток-шоу. Как вы относитесь к этому - как к необходимости для привлечения и просвещения православных?

- Церковь никогда не была консервативна в плане развития человеческой культуры, бытия и прогресса. Но она всегда ставила на первый план спасительную пользу этого прогресса. Ценность жизни, окружающего мира - животного, растительного, минерального, экология - должна была остаться консервативно-замороженной. Мы не должны вторгаться, как это делаем сейчас. Экология приведёт нас к гибели. Конец света придёт через наши свалки, через нашу жадность, меркантильность и т. д.

Что касается церковной педагогики, то от времён сотворения мира она действительно консервативна, и нечего тут менять. Священнослужители - носители проповедничества и веры, они навсегда должны быть консервативно преданными Богу, морально-нравственным позициям. Конечно, не в бороде святость, не в длинных волосах, но принципиальные вещи нельзя изменять. И всё, что мирское, частично исходит и от демонического начала. Скажем, различные ток-шоу современные, лжемузыка - оглушающая и приводящая к разрушению нравственных устоев и самого организма человека. Когда на них появляются Фотии - это измена Богу, нарушение монашеских обетов. Считаю, это разрушает церковь - так учили нас святые отцы. Я с детства очень люблю театр и музыку, но не имею права этим увлекаться. При этом у меня много друзей театралов, работников сцены.

- А исповедоваться батюшке через соцсети можно?

- Есть сакральная тайна, которую нельзя выносить. Но пытаются. Исповедь - это таинство покаяния, через Интернет такое недопустимо. Это лишает человека ответственности за свою душу перед Господом. Я очень скорблю, но священникам тоже приходится пользоваться современными методами оповещения, в том числе через СМИ. И я грешный. Разные сайты у нас есть, но без этого уже не обойтись.

Однако мы не само таинство совершаем. Для литургии, проповеди любые средства хороши - радио, ТВ, газеты. А вот участие в ток-шоу недопустимо, как и в политической жизни. Церковь - это действительно тайна Бога и человека. И нравственная чистота обязательно должна сохраняться.

Что просить у Бога?

- Как бы человек ни относился к религии, но когда сталкивается с бедой, он идёт в храм или мысленно обращается к Богу. Что можно и чего нельзя просить у Бога?

- Священнослужители обязаны просить только Царствия небесного. Но мы и здоровья просим, и Господь посылает. И очищения от грехов, покаяния, с надеждой на вечную жизнь. Вольно или невольно всё равно присутствует некое мздовознаграждение в наших просьбах.

Вообще Господа обо всем можно просить. От помощи в зарплате и продвижения по службе до личной любви. Но всегда нужно помнить и добавлять: да будет, Господь, твоя воля. А вот просить врагам возмездия не надо. Напротив, молитесь за них, прощайте их. Господь всё это видит. Просите спасения от врагов. Но если злое просите, то вам бумерангом возвращается.

Когда я учился в Ленинградской духовной семинарии, мы часто ходили к могиле Ксении Петербуржской. И люди там разные просьбы в записках оставляли, много курсантов-моряков приходило. Кто-то просил за маму, болеющую раком. Курсант Витя писал: «Ксенюшка, помолись Богу, чтобы мне зацеловать свою девушку». А другой моряк просит: «Господи, дай, чтобы моя Машенька меня полюбила, и мы могли свои жизни соединить». Иногда просят отмщения, чтобы такую-то посадили в тюрьму, и она оттуда никогда не вышла, потому что разбила семью. А нужно было помолиться: «Вразуми, Господи, эту женщину, чтобы муж вернулся домой. А ей пошли доброго человека, которого она полюбила бы больше, чем моего мужа».

Дождь дает энергию жизни

- За окном дождь, пасмурная погода. На кого-то она наводит тоску, вызывает депрессию... А у вас какое любимое время года?

- Я настолько люблю жизнь, что к любой погоде отношусь с большим интересом. С шести лет рос на юге, 10 лет в Калининградской области служил, где дождливая погода, но она меня всегда восхищала и давала энергию к жизни. Очень люблю бушующее море. Чем больше волн, тем больше желания в них войти на корабле. Думаю, если бы не атеистическое время и Господь не призвал служить, я, возможно, стал бы моряком.

- И всё-таки поступили сначала в сельскохозяйственный техникум…

- Я воспитывался в эпоху, когда насаждался атеизм. Понимал: если гонения на православных усилятся, то, возможно, и храмов не будет, мне придётся служить подпольно. Значит, должен буду работать, себя кормить и вносить лепту в церковь. Поэтому важно было получить профессию и иметь ремесло. Поскольку в сельском районе жил, то выучился на зоотехника и поступил в институт на заочное отделение. Но сколько себя помню, хотел быть священником. Как мама говорит - в 3,5 года я сказал, что буду батюшкой.

ДОСЬЕ
Митрополит Пантелеимон (в миру Николай Кутовой). Родился в 1955 году в д. Грибаны Могилёвской области (Белоруссия). Окончил сельскохозяйственный техникум и институт, Ленинградскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1987 году пострижен в монашество. В 1993 году возведён в сан архимандрита, в 2005-м - в сан архиепископа. В октябре 2011 года решением Священного синода возведён в сан митрополита и назначен главой новообразованной Красноярской митрополии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах