В Красноярске возобновляется строительство метро. Его окончательный обновлённый проект должен быть утверждён в ближайшее время. И в конце этого – начале следующего года начнутся подготовительные работы. Если всё пойдёт, как задумано, то прокатиться в подземке красноярцы смогут уже в ближайшую пятилетку.
В миллениум без подземки
История строительства Красноярского метрополитена уже достаточно длинная. То, что оно необходимо городу, было понятно ещё в 60-х года прошлого века, тогда об этом заговорили впервые. Но конкретное решение о его строительстве в краевой столице было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС спустя почти четверть века – в 1984 году. Фактически к его строительству приступили ещё через десять лет. Работы велись с переменным успехом. Но в 2009 году из-за недостаточного финансирования всё было заморожено, казалось бы, навсегда.
«Я помню, как в середине 90-х по всему городу появились баннеры, на которых было написано, что миллениум, то есть 2000 год, Красноярск уже встретит с метро, – вспоминает коренной красноярец Сергей Кузнецов. – Но этого не случилось. А когда засыпали шахту метро на площади Революции, было очень обидно. Хочется верить, что сейчас всё получится. Считаю, что метро Красноярску нужно. Оно должно связать большую часть города, конечно. Особенно те районы, где плотная застройка, где постоянно идёт рост населения».
Гибридное и на автопилоте
Новая история красноярского метро началась в 2018 году. Тогда предложение губернатора Александра Усса о продолжении строительства поддержал президент Владимир Путин. Был выделен 1 млрд из федерального бюджета на актуализацию проекта. Обновлённый документ сейчас находится в Главгосэкспертизе. На последней большой прямой линии президент ещё раз подтвердил, что городам-миллионникам, в том числе и Красноярску, будут выделены деньги на достройку метрополитена. А в середине июля были озвучены и ожидаемые сроки его запуска. Это должно случиться не позднее 2025 года.
«Метро должно быть достроено. За это решение красноярцы благодарны президенту Владимиру Путину, – рассказывает губернатор края Александр Усс. – В нынешнем проекте стоимость возведения оценивается в 128 млрд рублей. Но сейчас идёт работа над оптимизацией. Мы надеемся, что финансовые средства, которые потребуется, будут уменьшены ещё где-то на одну треть. Это не должно, естественно, идти в ущерб качеству, речь идёт об оптимизации количества тупиков, запасных вестибюлей, а также наземных сооружений: электродепо, административно-бытового и инженерного корпусов – будет проведена перепланировка, чтобы они выглядели более компактно и стали менее дорогими».
В новом проекте благодаря современным технологиям удалось изменить глубину залегания станций. Вместо средних 60 м теперь должно быть около 25 м. Это в том числе сделает подземку более комфортной. Ведь спуск в метро будет занимать не более 1–2 минут. Составы будут короткими – не более пяти вагонов, что позволит сделать платформы менее длинными. Кроме того, предполагается, что поезда будут беспилотными. А значит, эксплуатация подземного транспортного узла будет обходиться дешевле.
Протяжённость линий метро по новому проекту – 12,6 км. Первая очередь предполагает прокладку почти 10 км с шестью станциями – от Октябрьского района до центра города. Вторая очередь – это чуть больше 2 км с тремя станциями до самого большого района города – Советского.
Формат метро планируют сделать гибридным, то есть с подземной и наземной частью. Оно будет включено в систему общественного транспорта города – городская электричка, трамвай и другие виды транспорта. Улицы у нас спроектированы так, что всё это объединить возможно. По словам Усса, для этого придётся также менять трамвайные пути и подвижной состав.
А над станцией парк
Сейчас проложен один тоннель – от ул. Высотной до ул. Копылова. В месте пересечения ул. Копылова и Николаевского проспекта он обрывается, и здесь же заложена станция. Работы по достройке подземки планируют начать со станции «Высотная», с прокладки второго туннеля. Его будет рыть специальная машина «Ловат».
«Здесь будет монтаж щита «Ловат» на проход к левому перегонному тоннелю, тоже до станции «Ул. Копылова», – рассказывает директор управления по строительству красноярского метрополитена Игорь Иванов. – Там машину разберут, и она будет участвовать уже в других перегонках. Часть станции «Высотная» уже выполнена – 167 м по длине, котлован по ширине и глубине развит полностью, поэтому уже можно приступать к монтажу конструкций платформы. Мы это начнём делать, как только закупим второй туннелепроходческий комплекс».
Над станцией «Высотная» после завершения работ и засыпки планируют возвести парк. Его территория займёт почти 6 га. Здесь будет четыре входа в подземку – по два с каждой стороны одноимённой улицы.
Если всё пойдёт по плану, то подготовительные строительные работы начнутся в подземке уже в конце этого года. Пока, как уже много лет, метростроевцы продолжают обслуживать метро, чтобы уже готовые конструкции не подверглись деформации. Они откачивают воду, продолжают чеканить швы, обеспечивают вентиляцию объекта.
«Я рада, что метро начинается с нашего района, – говорит жительница ул. Можайского Любовь Зотова. – Конечно, благодаря ему автомобильные пробки должны стать меньше. Уже сейчас с новыми дорожными развязками глобальный коллапс на городских магистралях случается редко. При этом количество автотранспорта только растёт и влияет на экологию в городе. Если метро будет удобным, то жителям будет выгодно отказаться от личного транспорта и спуститься в подземку».
Какой маршрут?
Ст. «Высотная» – ст. «Ул. Копылова» – ст. «Вокзальная» – ст. «Площадь Революции» – ст. «Проспект Мира» – ст. «Ленинская» (район Стрелки) (это первая очередь) – ст. «Красный Яр» – ст. «Аэровокзальная» – ст. «Октябрьская» (вторая очередь).