Мы с радостью следим, как столбик термометра потихоньку ползёт вверх. При этом забываем, что с приходом тепла увеличивается и количество ситуаций, которые могут быть опасны для жизни и здоровья. По статистике врачей, травматизм в это время года значительно увеличивается, особенно среди детей. В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск».
Кого не пустят за город?
Страшное ДТП случилось на днях в Рыбинском районе. В лобовом столкновении с грузовиком разбилась иномарка. Погибли молодые муж с женой и их трёхлетняя дочь. Никто из них не был пристёгнут ремнём безопасности. При этом то же детское кресло в машине было…
Только с начала года на дорогах края погибло около ста человек, среди них девять несовершеннолетних. Наш регион, вдумайтесь, сейчас занимает первое место среди всех субъектов страны по количеству детской смертности в дорожно-транспортных происшествиях (на втором - Московская область). С приходом тепла, как показывает практика, цифры трагической статистики будут меняться в большую сторону, так как увеличится поток автомобилей на загородных трассах, а в населённых пунктах многие школьники в дни каникул будут предоставлены сами себе.
«У нас в регионе агрессивный стиль вождения, при этом взрослые очень часто пренебрегают правилами безопасности, особенно в отношении детей, - считает Юлия ГЛУШКОВА, начальник отделения по пропаганде УГИБДД ГУ МВД России по краю. - Как ребёнок научится переходить дорогу, если мама с ним на руках лезет через ограждение на проезжую часть? А такие случаи сплошь и рядом. До сих пор многие семьи не используют в машинах детские кресла. При виде сотрудников инспекции на дорогах командуют своим отпрыскам: «Ложись!», закрывают их какими-то тряпками. Они не только не заботятся о безопасности, но и воспитывают у подрастающего поколения пренебрежение к соблюдению правил, неуважение к полицейским».
Этим летом в Красноярском крае сотрудники ГИБДД готовятся принять беспрецедентные меры в отношении тех водителей, которые перевозят детей без удерживающих устройств. При выезде из города их будут тормозить и настоятельно рекомендовать вернуться обратно.
Автоинспекторы готовятся и ещё к одной проблеме, которая обязательно случится, как только станет тепло. В прошлом году в крае был всплеск происшествий с участием мотоциклов и мопедов, которыми управляли несовершеннолетние без водительских прав. При этом сами родители купили своим детям опасную технику и позволили нарушать правила дорожного движения, совершенно не думая о последствиях. К тому же в этой ситуации дети не только бьются сами, но и калечат и убивают других. Так, в 2015 году в Назаровском районе пьяный подросток без прав сбил пешехода, который от полученных травм скончался.
Рискованное селфи
Одни из самых опасных летние месяцы и на железной дороге. Здесь выявляют два таких периода: июнь и июль, а также сентябрь и октябрь, когда ещё тоже достаточно тепло. Во многом это связано с активностью дачников, которые пользуются электричками. Именно в пригородах, где большое количество садовых участков, чаще всего люди попадают под поезда. Самой травмоопасной в прошлом году стала станция Злобино, а также перегон Сорокино - Красноярск-Восточный.
Всего в прошлом году в крае и Республике Хакасия на железной дороге погибли 53 человека. И если по сравнению с 2015 годом в целом уровень травматизма снизился, то среди детей и подростков он наоборот стал выше.
Зацеперство, которое так распространено в западных регионах страны, у нас, в принципе, невозможно в силу технической особенности: током бьёт уже на расстоянии двух метров от проводов. Но на вагоны подростки залезают.
«Прошлым летом такой случай произошёл на Злобино, - рассказывает Кирилл УШАКОВ, инспектор службы охраны труда Красноярской железной дороги. - Двое подростков долго крутились на станции, сотрудники неоднократно их оттуда удаляли. Но они всё-таки сумели забраться на крышу вагона. В результате один из них получил электротравму».
Случаи удара током тоже учащаются именно в летний период. Так, в июне в Нижнеингашском районе девятиклассник забрался на электроопору, прикоснулся к проводам и упал с 10-метровой высоты. Подростка похоронили в разгар выпускных вечеров. Причём в это же время аналогичный случай произошёл в соседней Кемеровской области - также выпускник пытался сделать оригинальную фотографию.
Линии электропередачи часто цепляют рыбаки, когда закидывают удочки. Поэтому места, где удить рыбу, нужно выбирать внимательно и лучше вдали от электрообъектов. И ни в коем случае не прикасаться к оборвавшимся проводам. Так, в прошлом году в Лесосибирском районе подвыпившая компания возвращалась с водоёма. На их пути оказалась подгнившая электроопора с лежащими на земле проводами. Один из мужчин попытался их убрать и погиб от удара током.
«И взрослые, и дети должны понимать, что нельзя приближаться к трансформаторным будкам, которые есть в каждом дворе, залезать на любые объекты, находящиеся под напряжением, - объясняет Мария БУРОВА, ведущий специалист департамента по связям с общественностью «МРСК Сибири». - Электричество не видно, оно не пахнет, но может представлять большую опасность для человека. Опять же призываю всех граждан, которые видят, что с трансформаторной будки сорван замок, сообщать об этом - на каждой указан телефон. Это спасёт жизнь детям, которые из любопытства могут заглянуть внутрь».
Взрослые в ответе
Ещё одна беспечность взрослых - открытые окна и балконы. Как только теплеет, в новостных сводках регулярно появляется информация о том, что кто-то из детей выпал из окна. Здесь важно сделать так, чтобы ребёнок не смог забраться на подоконник или самостоятельно выйти на балкон. И следует помнить, что москитная сетка создаёт ложное чувство безопасности - от падения с высоты она не спасёт.
«В летний период именно количество случаев детского травматизма увеличивается в полтора раза, - рассказывает Алексей ЛУБНИН, главный внештатный травматолог-ортопед министерства здравоохранения края. - Дети на каникулах предоставлены сами себе, у них больше свободы, они чаще находятся на улице. Необходимо ещё раз проговорить с ними элементарные правила безопасности. Травмы можно получить где угодно. Но смертность высока в тех случаях, где человек пренебрегает тем, что ему много раз пытались донести: это водоёмы, транспорт, высота, огонь и т. п. А что касается детского травматизма, то здесь почти в 100% случаев ответственность лежит на окружающих его взрослых».