Примерное время чтения: 7 минут
554

Открыть театру сердце. Инклюзивная студия стала известной труппой

«АиФ на Енисее» №05 (2098) 03/02/2021
В студии ребята с инвалидностью и здоровые дети занимаются вместе.
В студии ребята с инвалидностью и здоровые дети занимаются вместе. / Антон Петров / КРОО "Открытые сердца"

«Елизавета, я вас не перебивал!» – Радислав Нига выдерживает театральную паузу и продолжает говорить о себе и любимой студии «Открытые сердца». Но Елизавета Шпакова, а ещё Артём Старцев, Марк Шадпалов, то и дело вклиниваются в разговор. Ребята эмоциональны, и им очень хочется как можно больше рассказать о театре, о новой постановке, о режиссёре Васе, репетициях. Я для них как новый зритель – должна поверить: они настоящие актёры.

Костюмы, оркестры… панудус

Да, они настоящие, но только часть из них – необычные. Лиза и Радислав – колясочники с диагнозом ДЦП. И оба они старожилы театральной студии, которой в прошлом году исполнилось десять лет. Когда-то она создавалась родителями таких детей как ещё одна возможность для реабилитации ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но сегодня это театр, в котором больше 30 человек, а к постановкам привлекаются лучшие профессиональные творческие коллективы города. Ребята уже выступали в БКЗ в сопровождении Красноярского симфонического оркестра. Тогда это был «Щелкунчик». А через несколько дней (5 февраля) у них и Красноярского камерного оркестра в МКЗ премьера спектакля по повести Пушкина «Метель».

Фото: КРОО "Открытые сердца"/ Антон Петров

«Мы с Радиславом играем родителей Маши: он Гаврила Гаврилович, я – Прасковья Петровна, – рассказывает Лиза. – И в этой постановке у нас немного слов. Основной текст у Пушкина (его играют Артём и Марк). Но, как говорит Вася (режиссёр студии Василий Селюков; его при нашем разговоре нет, но ребята на него бесконечно ссылаются), нет плохих ролей. Сами мы ведь не выбираем, кого будем играть. Роли распределяет режиссёр. Он нас очень хорошо знает, поэтому понимает, кому что больше подходит. Так что у нас нет битвы за роли».

В помещении студии на манекенах костюмы – платья в пол, чепчики, фраки. И сразу понятно, если, конечно, читал Пушкина, что они для нового спектакля. «Их сшила одна из наших мам, рукодельница Ольга. Для этого изучали ту эпоху, как тогда одевались. Посмотрите: здесь продумана каждая деталь», – говорит мама Лизы Наталья.

Студия находится при ДК «Правобережный». Это большой кабинет. Здесь много огромных шкафов – в них плотно висят костюмы в чехлах. В отдельном помещении хранится прочий реквизит для спектаклей. В студии есть, как её называют ребята, потайная дверь. Её открывают, а за ней оказывается выход на рабочую сцену. Только это не просто выход: он оборудован пандусом, чтобы неходячие ребята могли спокойно заезжать сами. Конечно, на всё это нужны деньги. И, как говорит главный вдохновитель проекта, президент общественной организации по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца» Елена Нига, всё сделано благодаря общим усилиям, грантам, спонсорам, вкладу самих родителей. Но главное – дети: они горят театром, готовы репетировать много часов.

Подвиг каждый день

«Я как-то три часа учился с правильной интонацией говорить одно слово. Знаете, какое? Мама! Вот не мог сделать, как надо режиссёру, а он от меня не отставал, пока не добился нужного», – вспоминает Радислав. Зато в спектакле «Ленинград», посвящённом блокаде города и Великой Отечественной войне, он до мурашек проникновенно читает стихотворение Эдуарда Асадова «Мама, тебе эти строки пишу…»

Когда репетировали «Щелкунчика» в БКЗ, Елизавета совершила маленький подвиг. Она исполняла роль Мари. По сюжету её героиня тоже не ходит, но в конце она должна встать с инвалидной коляски.

«Раньше Лиза могла стоять только с опорой на что-то, а тут ей режиссёр поставил задачу сделать это без поддержки, – рассказывает Елена Нига. – Я смотрю, а у неё обувь не та, в которой это можно сделать. Но она с трудом, но встаёт. Тогда мы первый раз репетировали с симфоническим оркестром, и музыканты всё это видели. Конечно, после такого они уже не могли быть равнодушными к нашим детям».

Репетировать «Метель» юные актёры начали почти год назад. Потом случилась пандемия, и собираться можно было только небольшими группами на улице.

 «Как-то летом в жару репетировали в парке ДК 1 Мая, – вспоминает Нига. – По сюжету холод, метель. Представляете, как ребятам всё это нужно было прочувствовать под палящим солнцем? Потом, уже осенью, они встретились с камерным оркестром. Все дети были под большим впечатлением. Хотя приходилось быть в масках, соблюдать социальную дистанцию… Мы очень рады, что, несмотря на сложности из-за коронавируса, наш спектакль скоро увидят зрители».

Вложить хорошее

Важно, что в студии занимаются не только актёры с инвалидностью. Здесь постоянно проводят кастинги, ищут подходящие под роли типажи в кружках и школах. «Ребята всегда готовы помочь друг другу, но при этом и «троллят» бесконечно», – делятся родители.

Фото: КРОО "Открытые сердца"/ Антон Петров

«К нам в школу приходил режиссёр и рассказывал, что есть такой необычный театр. Не понимаю, что меня убедило, но через час я уже ехал в такси в студию. Это было год назад, тогда даже стихотворение внятно прочитать не мог, а сейчас мне доверяют выходить на сцену. У меня тут уже много друзей. И после окончания школы театр бросать не хочу», – поделился Марк.

С режиссёром театра Василием Селюковым мы общаемся по телефону. Сейчас он актёр музкомедии, учится на режиссёра во ВГИКе. А с ребятами познакомился, ещё будучи студентом. Тогда мастер курса отправил их с однокурсниками в студию на практику. Василий крепко сдружился с юными артистами, и его пригласили как режиссёра. Сейчас для большинства ребят он не просто наставник, а тот человек, с которого берут пример во всём.

«Работать с любыми детьми хоть и сложно, но это удовольствие, – рассказывает Василий. – Ведь это возможность вложить в их головы что-то правильное. А театр формирует человека, улучшает, облагораживает. Мы же не только учим роли, а много беседуем, делимся своими мыслями. К каждому ребёнку подход индивидуальный. В любом случае, это не зависит от того, есть инвалидность или нет. Конечно, например, ребята с ДЦП не полностью могут владеть своим телом. Но за то время, что я с ними, вижу прогресс, явное улучшение. Многие вообще раньше не вставали, а теперь могут. Но в этом ещё и заслуга их тренера (почти все дети из студии занимаются следж-хоккеем. – Прим. автора). В студии ребята также учатся петь, танцевать, рисовать. Тут всестороннее развитие».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах