Проект критикуют с самого начала его запуска. Вопросы вызывает буквально всё - начиная с размера оплаты за час стоянки и сбоев в работе паркоматов и заканчивая местом выбора платного паркинга. А на днях выяснилось, что за полгода город не заработал на этой инициативе практически ничего, хотя вложил около 15 млн рублей.
Сначала сделать, потом подумать
Основной проблемой остаётся то, что проект не урегулирован с правовой точки зрения - штраф за неоплаченную стоянку всё ещё не утверждён законодательно. То есть мы можем оставлять машину на специально оборудованном месте и ничего не платить, никакого наказания за этим не последует. Краевое Заксобрание, которое должно было утвердить «административку», ушло на летние каникулы, оставив всё как есть. Общая стоимость проекта оценивалась примерно в 330 млн рублей. Основную часть этой суммы вложил частный инвестор. Сразу же высказывались сомнения в том, что он не справится с задачей: компания специализируется на информационных технологиях, а вовсе не на обустройстве дорожно-уличной сети. Так и произошло - не похоже на то, что нововведение успешно прижилось в центре города. По планам, в бюджет Красноярска должно было отчисляться 13% от собранного за стоянку. На данный момент сумма дополнительных доходов краевого центра составила всего 33 тыс. рублей за полгода.
«Общее количество парковочных мест в центре сократилось, а оборачиваемость «платных» крайне низкая. Из-за отсутствия соответствующего закона можно бросить машину утром и забрать вечером, не платя абсолютно ничего, - считает Константин СЕНЧЕНКО, депутат красноярского горсовета. - Бизнес, который находится в центре, испытывает колоссальное падение потока покупателей, которые элементарно не могут припарковаться. Мы теряем центр как некое культурное и социальное явление, превращаем его в транзитный район. Одновременно мы теряем и огромное количество мелких и средних предприятий. Теперь ещё выяснилось, что и бюджет получает сущие копейки, а расходы города на администрирование этого проекта на порядок выше. Самое обидное, что эти негативные явления можно было легко предвидеть. Но, видимо, сначала делать, а потом думать роднее для наших чиновников».
Довести до ума
Согласны с этой позицией и общественники, которые считают, что власть с парковками зашла в тупик. Бросить их нельзя - центр уже переоборудован под них, но всерьёз заняться автостоянками, при этом вызвав весь шквал критики на себя, тоже явно желающих нет.
Тем не менее городская администрация уверена, что положительный эффект, пусть и минимальный, есть, и платные парковки себя ещё покажут.
«Наша цель - не зарабатывать деньги, а увеличить пропускную способность улиц, научить людей правильно выбирать свой маршрут, - говорит Никита ДРЕСВЯНКИН, начальник отдела управления улично-дорожной сетью департамента городского хозяйства администрации Красноярска. - В период отпусков говорить о конкретной разгрузке нет возможности. Показательной будет первая декада сентября и период до октября. Но совершенно точно можно сказать, что мы добились стабильной скорости общественного транспорта, полноценной работы выделенных полос, упорядочили движение по основным центральным магистралям, наладили работу эвакуаторов. Скорость движения общественного транспорта выросла на четыре километра в час».
Мнение эксперта
Павел СТАБРОВ, руководитель красноярского отделения Федерации автовладельцев России:
«Проект нужно переформатировать. Закрыть его по политическим мотивам никто не может, но и довести до ума тоже. Нужно поднимать вопрос о стратегическом планировании транспортных потоков в Красноярске, их предварительном изучении, приглашении в город специалистов. Но каждый раз вопрос скатывается в частности - разметку, знаки, карманы. Департамент городского хозяйства не решает стратегические вопросы».