5 августа отмечался Международный день светофора. В этот день в 1914 году в американском городе Кливленд появился первый предшественник современных устройств. И почти 25 лет спустя в Красноярске на проспекте Мира (тогда проспект имени Сталина) установили первый светофор.
Велосипеды на учёт
Первый в мире светофор имел красный и зелёный фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал. До этого, ещё в 1868 году, светофор изобретал британец Джей Най. Аппарат даже был установлен в Лондоне. Но спустя три года он взорвался и поранил полицейского. Про него забыли почти на 50 лет. И лишь в 1910 году в Европе был установлен первый автоматический двухцветный светофор. В Россию новинка пришла в январе 1930 года. Светофор появился в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов. Затем - в Москве и Ростове-на-Дону. А через 8 лет в - Красноярске, на перекрёстке улиц Сурикова и Благовещенская (сейчас пр. Мира). Позже второй светофор появился на перекрёстке улиц Мира и Кирова.
Сложно представить, но автомобильного движения в то время практически не было. Профессия шофёра была большой редкостью. В основном по улицам города ездили гужевые повозки и велосипеды. И те, и другие стояли на учёте в ГАИ. Асфальта тоже никто не видел. Единственная мощёная улица была Благовещенская. Остальные - только направления: на Абакан, Енисейск и Москву.
Сложно представить, но в Красноярске тогда пользовались всего четырьмя дорожными знаками из шести, утверждённых Международной конвенцией: «Поворот», «Неровная дорога», «Перекрёсток» и «Железнодорожный переезд». Их было всего 40 штук. Кстати, и единых правил дорожного движения тогда не было. Каждый регион устанавливал их самостоятельно в зависимости от местных условий.
«3 июля 1936 года было принято постановление об утверждении ГАИ, - рассказывает Людмила РУДЕНКО, председатель совета ветеранов краевого ГИБДД. - Её возглавил Петр Янович Лацит (Лацит-Предеслайка). В декабре 1937 года он был арестован по обвинению в шпионаже и через два месяца расстрелян. Позже, в 1957 году, его реабилитировали. Штат краевой ГАИ тогда состоял из 14 человек. У них числился один автомобиль и велосипед. С началом Великой Отечественной войны почти всех сотрудников мобилизовали, осталось 2 человека. В 1965 году численность была увеличена до 44 человек. На весь Красноярск тогда было 4 патрульных автомобиля».
К слову, в те времена уделялось пристальное внимание безопасности дорожного движения. До сих пор красноярцы помнят Анну Карасенко - лицо красноярской ГАИ, которая ездила по улицам города и через громкоговоритель призывала соблюдать правила.
Танцующий регулировщик
Массово на улицах города светофоры начали появляться лишь в конце 60-х годов. Но там, где их не было, а движение было напряжённым, на перекрёстках выставлялись регулировщики.
Их было так много, что зачастую на всех не хватало жезлов. Инспекторам приходилось самим выстругивать и красить деревянные палочки. Так появился на свет жезл знаменитого красноярского регулировщика-самоучки Павла Воронько. В Свердловске он подсмотрел, как работает регулировщик, подошёл, попросил научить жестам и срисовал эскиз жезла.
Кстати, когда Михаил Годенко ставил свой знаменитый танец «Регулировщицы», он консультировался именно с Воронько. А Брежнев во время визита в Красноярск оценил талант регулировщика и распорядился забрать его в Москву, но он отказался.Вернувшись в Красноярск, выточил такой же, раскрасил, прикрепил катафоты, чтобы отражал свет. Дома, встав перед зеркалами, отрепетировал. Когда Воронько выходил на перекрёсток, прохожие останавливались, как вкопанные, и восторженно смотрели на чёткие отработанные жесты, окончанием каждого из которых был щелчок каблуков хромовых сапог. После такого успеха Павла поставили в самый центр города - на перекрёсток улиц Мира и Кирова, где он прослужил 10 лет.