Примерное время чтения: 8 минут
355

Пора в сад! 5 правил успешной адаптации ребенка

«АиФ на Енисее» №22 (2167) 01/06/2022
На подготовку к новому коллективу стоит выделить не меньше двух недель.
На подготовку к новому коллективу стоит выделить не меньше двух недель. / Анастасия Котлярова / Из личного архивa

Декретный отпуск заканчивается. Маму ждёт работа, а ребёнка – детский сад: с новыми друзьями, занятиями, игрушками… А ещё капризами, слезами, больничными… Спокойно! Как минимизировать негативные моменты и сделать адаптацию к детсаду мягкой и комфортной, корреспондент АиФ-Красноярск узнавал у экспертов.

1 правило. Мама готова психологически

«Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребёнка». Помните эту инструкцию в самолётах? При адаптации к саду последовательность та же. Сначала мама осознанно принимает решение вести чадо в дошкольное учреждение, снижает уровень своих волнений и только потом начинает подготавливать ребёнка.

«Когда родитель уверен, что сад малышу нужен, ребёнок быстро принимает новые правила игры, – рассказывает руководитель двух детских центров в Красноярске Екатерина Нестеренко. – Внутренние тревоги родителей влияют на детей, и, к сожалению, усложняют адаптацию. В последние годы стало много сомневающихся мам: они отдают малышей в детский сад, не зная точно, нужно это им и их детям или нет. Недавно у нас был случай: мама приводит дочку в сад, прощается, выходит и… стоит у дверей на улице. Не может психологически отпустить ребёнка. Дочь не видит её, но начинает плакать. Проходит время, мама уходит – и ребёнок тут же успокаивается!»

Как избавиться от тревог, вводя малыша в новый коллектив, новую обстановку и по сути в новую жизнь?

Во-первых, чётко, с позиции взрослого определиться с целью этого начинания и осознать его важность. «Я отдаю ребёнка в детсад, чтобы вернуться на работу и зарабатывать (состояться в профессии / чтобы малыш социализировался и т. д.)».

Во-вторых, заранее познакомиться с дошкольным учреж­дением, заведующей, воспитателями. Психолог, ведущая психологических групп, гештальт-терапевт Юлия Шадрина советует: «За несколько недель до предполагаемого поступления ребёнка в сад сходите туда одна. Задайте все важные для вас вопросы (какой режим, чем кормят, какая программа, какой опыт у воспитателей). По возможности зайдите в группу, посмотрите на обстановку, кроватки, игрушки. Меньше неизвестности – меньше тревожности».

2 правило. Ребёнок знает, что его ждёт

Подготовке малыша к детскому саду стоит уделить время – ведь ему нужно перестроиться. Резкая смена формата «мама – ребёнок» на «сад – ребёнок» неизбежно выльется в стрессы и истерики со стороны крохи.

За несколько недель или хотя бы дней до зачисления начинайте рассказывать ребёнку о том, что такое детский сад. Сначала в форме игры (с куклами или фигурками животных) и сказок. Например: «Утром, перед тем как отправиться в дальний лес за мёдом, мама медведица отводит медвежат в сад. Там они весело играют с другими медвежатами, гуляют, кушают вкусную кашу, спят. Потом медведица приходит и забирает их». На возвращении мамы нужно обязательно сделать акцент.

Ещё один хороший инструмент – совместное составление режима дня, в котором фигурирует сад. Возьмите листок бумаги и нарисуйте на нём последовательность картинок. Например. 1. Зубная щётка (ребёнок встал и умылся). 2. Мама и малыш, держащиеся за руки (пошёл с мамой в детский сад). 3. Пирамидка (играет в саду). 4. Тарелка и кроватка (ест и спит в саду). 5. Качели (гуляет в саду). 6. Дом (ушёл с мамой домой). Здорово, если вы подстроите приём пищи и дневной сон малыша под реальный график детского сада. Возвращайтесь к этой схеме ежедневно, проигрывайте этапы, и, когда придёт время идти в дошкольное учреждение, у малыша будет гораздо меньше волнений из-за резкой смены режима дня.

Идеально, если к моменту зачисления в сад у ребёнка будет опыт пребывания с бабушкой, няней или другими взрослыми в отсутствие родителей. Тогда он будет знать, что мама иногда отлучается, но всегда возвращается.

3 правило. Познакомить кроху с садом

Большим плюсом будет показать малышу двор его будущего детсада. В утреннее или вечернее время, когда детсадовские малыши играют на улице, хорошо прогуливаться со своим ребёнком поблизости, комментируя: «Смотри, как здорово! Какая у них горка, песочница. А смотри, какие качели! Вот бы на них покачаться! А это воспитатель, он следит, чтобы всё было безопасно и по правилам».

Полезным будет зайти в сад вместе с малышом, познакомиться с обстановкой, воспитателями. «Мы переехали в другой район города и встал вопрос смены детского сада. Дочка никак не хотела идти в новое место, – рассказывает мама трёхлетней Миры Виктория Мерк. – Тогда я познакомилась с воспитателем и сказала, что Анна Петровна пригласила нас в сад в гости. И хоть Мира за­явила, что ни в какой детский сад ходить не будет, «в гости» пошла. Группа, игрушки, спальная зона ей понравились. И когда мы возвращались домой, дочка спросила, можно ли ей всё-таки походить в новый сад».

В первые дни малыша в саду родителям важно показать ему искренне позитивный настрой к персоналу в частности и учреж­дению в целом. Понимая, что мама «дружит» с воспитателем, что ей нравится обстановка в группе, ребёнок будет спокойнее идти в новый коллектив. А если правила сада позволяют маме в первое время сопровож­дать малыша – присутствовать на занятиях или на прогулке, – адаптация пойдёт быстрее.

Поначалу лучше ходить в группу на два-три часа и постепенно увеличивать это время до трёх-четырех часов. Через неделю-две (в зависимости от готовности малыша и учитывая, что обозначенные выше правила учтены) можно пробовать оставлять кроху на дневной сон. «На адаптацию в стенах сада стоит выделить не менее двух недель, – рекомендует Екатерина Нестеренко. – Чем плавнее ребёнок вольется в коллектив, тем спокойнее он будет ходить в группу в дальнейшем».

4 правило. Благоприятный сезон и климат

Начинать привыкать к саду лучше летом. Солнышко греет, утром легче вставать, прогулки дольше.

«С конца сентября – начала октября и вплоть до середины апреля – начала мая есть большая вероятность того, что ребёнок, пойдя в детский сад, будет болеть чаще, чем раньше, – предупреж­дает педиатр Анна Третьякова. – Не стоит этого сильно бояться. Организм знакомится с новой средой, и заражения неизбежны».

При этом врач отмечает, что если психологическая атмосфера в семье ровная, спокойная, родители следят за здоровым балансом активности и отдыха малыша, проявляют заботу о нём, не «залюбливая» сверх меры, кроха болеет реже и легче переносит сезонные простуды.

5 правило. Постоянство

Плач и крики: «Не хочу в сад!» – реакция, которую может выдать любой ребёнок. «Бывают случаи, когда в саду малыш ведёт себя спокойно, а дома устраивает такие истерики, что родители хватаются за голову и начинают искать виноватых», – рассказывает воспитатель Наталья Калинкина.

Здесь важно разобраться в причине слёз. Возможно, малыш устал физически: где-то недоспал, где-то перетрудился на дополнительных занятиях. Возможно, поссорился с другом. Не исключено, что в силу повышенной тактильной чувствительности ему просто не хватает маминых объятий в течение дня. А иногда он просто манипулирует, чтобы остаться дома, в комфортной обстановке, где всё за него сделает мама или бабушка.

«В моей практике была девочка, которая постоянно истерила, цеплялась за ноги педагогов, – делится опытом воспитатель Светлана Дудина. – В разговоре с родителями выяснилось, что дома они очень многое делают за ребёнка: помогают одева­ться и раздеваться, принимать пищу, собирать игрушки. Мы поговорили с мамой и папой, и они стали приучать девочку к самостоятельности. Со временем она привыкла, что, как и в саду, дома нужно многое делать самой, что туда не сбежишь полентяйничать, и стала спокойнее».

Правила, установленные в группе, могут не понравиться малышу. И здесь родителям важно сохранять постоянство, не вестись на уговоры остаться дома, потому что каша недостаточно сладкая или Леночка не делится игрушками. Если позволить ребёнку однажды продавить слезами и криками своё право не идти в сад, он поймёт, что это рабочий инструмент. И в следующий раз только усилит громкость. Регулярно разговаривайте с малышом, когда он в спокойном состоянии. Интересуйтесь, как прошёл его день, задавайте вопросы, и вы узнаете, какие сферы стоит подтянуть.

Адаптация к дошкольному учреждению может пролететь незаметно, а может растянуться на месяцы. Для второго варианта не нужно делать ничего. А для первого стоит всего-то использовать приведённые выше пять правил.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах