Примерное время чтения: 8 минут
455

Повышенная опасность. Следователь – о ЧП с самолётами, поездами, катерами

«АиФ на Енисее» №46 (2191) 16/11/2022
Этим летом полицейский катер сбил купающегося, а в Ману упал вертолёт.
Этим летом полицейский катер сбил купающегося, а в Ману упал вертолёт. / Сергей Пугачёв / Из личного архивa

Падение самолётов, авиа- и другие дебоширы, ЧП с поез­дами и катерами. Всем этим и многим другим занимается СК на транспорте. Мы поговорили со следователем Красноярского следственного отдела на транспорте Восточного МСУТ СК России Сергеем Пугачёвым. Разговор получился не о громких делах, а больше о безопасности – не формальной, а практической, которой должны следовать те, кто заботится о себе и близких.

Когда самолёты падают

Татьяна Бахтигозина: Сергей Владимирович, самые громкие транспортные происшествия последнего месяца – это падение самолётов в Ейске и Иркутске на жилые дома. Расследованием же ваши коллеги занимаются?

Фото: Из личного архивa/ Сергей Пугачёв

Сергей Пугачёв: Да, по факту крушения самолёта Су-30 в Иркутске следственными органами Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России возбуж­дено и расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ. Самолёт ещё не был передан в Вооружённые силы, находился на испытаниях, только с авиационного завода. Главная задача следователей – установить виновного, привлечь к ответственности.

– В этих городах жители жаловались, что самолёты летают прямо над их головами. А в крае есть что-то подобное?

– По нашей территории не было подобных жалоб. В Красноярске отдельно стоящие аэро­порты Емельяново (ныне аэропорт Красноярск им. Хворостовского. – Прим. автора) и Черемшанка далеко от города.

– А в Канске военный аэродром, откуда истребители взлетают?

– Это не наша ответственность, он армейским подчиняется. И жалобами занимается прокуратура. Но в Канске аэродром всё-таки удалён от города, там у самолётов вполне безопасные маршруты. Это достаточно большой город, облететь его не так сложно. Но, насколько я помню, эти самолёты потом пролетают в районе Иланского.

– Но у нас есть частные аэро­порты, площадки, откуда взлетают воздушные суда. И в этом году минимум два из них потерпели крушение – легкомоторные самолёт (погибли два человека) и вертолёт известного бизнесмена, который упал в Ману. А ведь тоже могли на жилые дома приземлиться.

– Аэродром Вознесенка, например, тоже достаточно удалённо находится от жилой зоны. Частный самолёт оттуда взлетал и упал в ходе полёта. Он далеко удалился от взлётной полосы, и там уже совершил столкновение с землёй. Самолёт не был зарегистрирован, сертификата лётной годности пилот не имел, у него это как хобби было – летал очень редко. Судно нужной проверки не проходило, должным образом не обслуживалось.

В августе частный вертолёт ROBINSON потерпел крушение. По обоим фактам возбуж­дены и расследуются уголовные дела.

– Во втором случае с вертолётом речь шла о том, что он не летел. Судно транспортировали якобы по реке.

– Эта версия сейчас проверяется. Но склоняемся к тому, что был совершён полёт.

– Такие ЧП с частными воздушными судами в крае часто случаются?

– Нет, очень редко. Тут стечение обстоятельств. Это преступление, которое совершается по неосторожности. Разумеется, есть нарушение определённых правил. Но обычно присутствуют дополнительные факторы. Всё вместе это и приводит к крушению.

Отработал, выпил…

– А часто ли вам приходится заниматься авиадебоширами?

– За последние восемь месяцев таких случаев в крае не было. К нам дела попадают, если инцидент произошёл территориально в нашей зоне. А если, например, красноярец дебоширил в небе над Сочи, этим уже не мы занимаемся.

Уголовная ответственность наступает тогда, когда возникает опасность для полёта – например, пассажир крушит салон: кресло, иллюминатор. Может быть административка – хулиганство, мелкое хулиганство.

Чаще мы расследуем случаи, когда на вокзалах и в аэропортах граждане оказывают сопротивление сотрудникам полиции. Через Красноярск с севера много вахтовиков едет с пересадкой. Успевают выпить, им замечания делают, а они начинают в ответ оскорблять или силу применять. Подобных случаев 2–3 в месяц. Вот на днях задержали такого дебошира.

Фото: Из личного архивa/ Сергей Пугачёв

Поезд не затормозит

– Для края актуальна тема соблюдения правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Один из последних громких случаев, когда погибли вахтовики, – в «Газель» врезался поезд. Уже нашли виновного?

– Всё случилось в конце прошлого года в Лесосибирске. Тогда погибли пять человек – все работники одного предприятия. Водитель получил травмы, но остался жив. Он решил проскочить перед поездом, но забуксовал на переезде.

По данному факту мы проводили доследственную проверку. В ходе проверочных мероприятий было установлено, что машинист и помощник машиниста всё сделали по инструкции, в отношении них уголовное дело возбуждено не было. В таких происшествиях вообще редко присутствует вина машинистов. У них есть определённый регламент действий при опасных ситуациях – если они его выполняют, то их не привлекают. Многие локомотивы сейчас оборудованы видеорегистраторами, фиксируется запись речи, поэтому проверки не затягиваются.

Длина остановочного пути у поездов очень большая, и им в принципе очень сложно избежать столкновения или наезда. В основном неправильно себя ведут водители и пешеходы. Поезд находится в зоне видимости, а они начинают пересекать железнодорожные пути. И такие происшествия всегда заканчиваются либо тяжёлой травмой, либо смертью. Только в Красноярске подобное происходит минимум раз в месяц.

Конечно, смотрим, как выполняют требования безопасности в жилой зоне железнодорожники. Есть ли оборудованные пешеходные переходы, запрещающие таблички и прочее. Если обнаруживаем нарушения, то выдаём предписание об их устранении. Но в принципе, ЖД следит за этим. Сейчас у нас достаточно хорошо оборудованы переходы.

– Лет пять-семь назад было много случаев, когда дети гибли от удара током – пытались залезть на локомотивы. Сейчас о таком не слышно. Что изменилось?

– В последнее время такого нет. Точно не могу сказать, с чем это связано. Но думаю, тут и профилактика в школах хорошая – уроки ОБЖ, плюс дети больше заняты. Они же играют и лезут в опасные места от безделья. А сейчас, видимо, большинство всё же ходят в кружки, секции, на дополнительные занятия в школах. У них нет времени лазить по вагонам. Но от школы и от родителей в любом случае должны быть разъяснения, что железная дорога – объект повышенной опасности.

«Река у нас спокойная…»

– Летом полицейский катер на Абаканской протоке врезался в плывущего мужчину, тот скончался. Расследование ещё ведётся?

– Данное уголовное дело находится в производстве Красноярского следственного отдела на транспорте, в настоящее время расследование не завершено, проводятся необходимые следственные и процессуальные действия.

– А почему такое стало возможно?

– Это безрассудное отношение людей к собственной безопасности. Когда мы купаемся, когда переходим ж/д-пути или автомобильную дорогу (даже в дворовых зонах), необходимо самому следить за обстановкой, анализировать свои действия.

А водитель катера привлечён к уголовной ответственности, так как управлял источником повышенной опасности и должен был проявить особую бдительность.

Мы живём у большой реки, движение транспорта на ней всё-таки присутствует, и об этом нужно помнить. Есть правила, как должен вести себя тот, кто управляет плавсредством, в той или иной ситуации. И все случаи, которые влекут за собой какие-то последствия: причинение травм или смерти, – происходят чаще всего из-за нарушений.

– Но на той же протоке всегда много отдыхающих. Летом, несмотря на запреты, всё равно купаются. Там же катаются на гидроциклах, моторных лодках. И всегда есть риск, что подобное может повториться. Нельзя кроме знаков «Запрещено купаться» оградить зону буйками?

– В организации пляжа я могу быть не очень компетентен, существуют же определённые требования. Возможно, место там не соответствует необходимым нормам. Таблички, запрещающие купаться, там есть. Людям всё-таки нужно исходить из соображений собственной безопасности. А водителям лодок, катеров, гидроциклов необходимо осознавать свою ответственность, особенно при движении по таким местам. Даже при запрете купания не снимается ответственность с тех, кто управляет плавсредством. Река у нас спокойная, волн больших нет, видимость не ограничивается, человека в воде можно увидеть. Это следователями тоже принимается во внимание при подобных происшествиях.

Досье
Сергей ПУГАЧЁВ. Родился в 1986 году в Фергане (Узбекистан). Окончил Сибирский юридический институт. Служил следователем в полиции. С 2022 года состоит в должности следователя Красноярского следственного отдела на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России. Женат, есть дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах