109

С острова Молокова на север. Полярная авиация России родилась в Красноярске

«АиФ на Енисее» №46 (2139) 17/11/2021
Найдено много фото и документов, которые имеют отношение к острову.
Найдено много фото и документов, которые имеют отношение к острову. / Вячеслав Филиппов / Из личного архива

«С острова Молокова к северным широтам». Так называется новая книга известного красноярского историка авиации Вячеслава Филиппова. Автор уверен: полярная авиация страны начиналась именно здесь. 

Здесь будет парк-музей

Татьяна Бахтигозина: Вячеслав Викторович, вы автор многих книг и статей по истории Красноярска. Почему на этот раз остров Молокова?

Фото: Из личного архива/ Вячеслав Филиппов

Вячеслав Филиппов: Я с 2012 года пишу книги по истории красноярской авиации. У острова Молокова (хотя это и не остров, он уже в 1960-е годы был соединён с островом Отдыха искусственной дамбой) богатая история, но её в родном Красноярске не особо знают.

У этой книги есть практическая цель. На острове должен появиться парк-музей, посвящённый освоению Арктики, полярной авиации. Идея такая появилась несколько лет назад у Красноярского отделения Русского географического общества и небольшой группы инициативных людей из Красноярска и Москвы.

Но сначала планы не были такими грандиозными. Предлагали самолёт «Дуглас», который эвакуировали в Красноярск с Севера, установить на Взлётке: там ещё оставался ремонтный ангар бывшего аэропорта, сейчас его уже снесли. У самолёта оказалась богатая история, связанная с войной, полярной и гражданской авиацией. Вот этот ангар и предлагали использовать под музей полярной авиации. Но тогда действующий мэр Эдхам Акбулатов сказал: если делать, то серьёзно, и лучшее место для этого – остров Молокова. Так родился проект парка – с обязательной музейной частью и зоной отдыха. Именно парк-музей. Его реализация требует огромных затрат. Книга создана в поддержку этого проекта. В общем, процесс идёт. Притом что много подводных камней – и юридических, и финансовых. Да и критики хватает. Вот, говорят, почему «Дуглас» уже столько времени простаивает в Солнечном? Но восстановление самолёта до музейного состояния – это большой труд. Всё должно делаться не ремесленниками, а профессионалами. В данный момент его готовы реставрировать в заводских условиях в Новосибирске, это уже решено. Но даже перевозка его туда требует массы согласований, начиная с Госавтоинспекции. Как раз сейчас эти вопросы и решаются.

– Какие ранее неизвестные широкой общественности факты об острове вам удалось найти?

– Сейчас все архивы, связанные с ним, доступны. А они очень богатые и в Красноярске, и в Новосибирске, и в Москве. Мы нашли много уникальных фото и документов, которые имеют отношение к острову. Мне даже немного обидно, что нет у нас вот этой гордости за то, что Красноярск – родоначальник полярной авиации, хотя именно здесь с 1929 года базировались самолёты, летавшие в Арктику.

– Но почему именно это место выбрали?

– Абаканская протока была идеальна для взлёта гидросамолётов, а зимой она затягивалась льдом, хорошо продувалась, не было снежных заносов, взлёт и посадка самолётов на лыжном шасси были безопасными. Тогда ведь сухопутных аэродромов вдоль Енисея практически не было. И потом, Красноярск расположен в центре страны, отсюда удобнее добираться по Енисею до Игарки, Диксона, он уже тогда был промышленным городом. Ведь кроме аэродромов нужны были условия для хранения и ремонта авиационной техники – цеха, квалифицированные рабочие. Через единственный в стране авиаремонтный завод полярной авиации им. Побежимова (сейчас на его месте микрорайон «Южный берег») прошли все самолёты, которые тогда летали на Север, они дорабатывались, утеплялись. Все именитые полярники у нас побывали. Опять же в Красноярске уже был крупный железнодорожный узел, через него шли транзитом грузы на Север, а дальше морями – в Европу и Японию.

Остров Молокова, 1935 год.
Остров Молокова, 1935 год. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Филиппов

Самый старый гидропорт

– Правда ли, что аэропорт на острове – самое старое в Сибири здание воздушной гавани?

– Здание гидропорта уникальное, и оно хорошо сохранилось. Я нигде не встречал информации, что где-то сохранились здания полярной авиа­ции 1930-х годов – не только в Сибири, но и во всей стране.

Когда авиация с острова ушла, здание передали ДОСААФ, там был организован водно-моторный клуб. Позже оно было приватизировано, появился собственник. Причём он молодец: мог бы это помещение снести, что-то другое построить, но он его сохранил. Знаю, что с ним какие-то переговоры были: либо он сам будет на взаимовыгодных условиях в проекте участвовать, либо даст возможность выкупить. Думаю, что это решаемо.

Здание гидропорта на о. Молокова, 1937 г.
Здание гидропорта на о. Молокова, 1937 г. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Филиппов

– Остались ли на острове ещё какие-то исторические артефакты?

– Остались фундаменты цехов – там, где сейчас пристанище пейнтболистов. Мы, конечно, проводили раскопки, находили какое-то железо, детали самолётов.

– Меня всегда интересовало, как туда добирались работники, жители, ведь там были бараки для них?

– Не было с этим проблем. Он же недалеко от правого и левого берега. Людей перевозили на небольших катерах, пароме, свои лодки люди имели. И вообще, там быт был налажен: имелись клуб, баня, прачечная, всё как положено. Даже сквер обустроили, где люди проводили собрания или отдыхали, устраивали пикники. Но после войны там уже мало жителей осталось. Работники получали жильё на материке.

– После строительства Коммунального моста взлёт самолётов стал невозможен?

– Конечно, это исключило возможность полётов. Несколько раз остров сильно топило. Но вообще, необходимость в этом авиаузле отпала, как только появились сухопутные воздушные гавани. Только на Севере гидроавиация осталась.

 В честь героя

– Какие самые героические страницы острова?

– Героизм был дальше, на Севере. Здесь место дислокации, отдыха: отсюда улетали, сюда возвращались. Здесь была база хранения, ремонта. Конечно, с этим местом связаны имена многих великих лётчиков. Василий Молоков получил звание Героя Советского Союза, будучи штатным пилотом Енисейской авиалинии. Звание ему присвоили в числе первых за знаменитое спасение челюскинцев со льдины. Потом с острова он начинал многие свои рекордные перелёты. С 1938 года уже работал в Москве. Но подвиг свой совершил в 1934-м, когда ещё жил в Красноярске. И, кстати, пока я не нашёл чётких документов, когда остров из Телячьего переименовали в Молокова. С 1935 года в газетах уже встречается его новое название. Много фото для книги нам передал сын героя, он умер не так давно на 92-м году жизни.

Василий Молоков на р. Енисее, 1934 год.
Василий Молоков на р. Енисее, 1934 год. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Филиппов

– А военные страницы острова?

– Военный аэродром был на Взлётке. Хотя люди, далёкие от авиации, сейчас и пытаются связать его с Алсибом. Но американские самолёты могли садиться только на сухопутном аэродроме. А здесь по-прежнему была ремонтная база полярной авиации, так же летали самолёты гражданской авиации на Север. Многие лётчики тогда ушли на фронт.

– Какая историческая тема ляжет в основу вашей следующей книги?

– Продолжаю заниматься темой красноярской авиации, уже есть серия книг. В планах продолжение серии «Енисейский Север. Хроники освоения Арктики» – о промышленном освоении, первопроходцах. Есть уже полностью готовая книга про Первый скоростной бомбардировочный авиационный полк – он цепочкой событий связан с Красноярском, Ираном и Алсибом. Полк, прошедший боевой путь от Москвы до Германии и ставший 22-м гвардейским Красноярским. Но пока спонсора не можем найти, чтобы её издать.

Кстати
В 1934 году было принято решение о создании гидроавиабазы и авиаремонтных мастерских в Красноярске. Строительство развернулось на острове Телячьем. В 1934 году красноярский лётчик Василий Сергеевич Молоков был удостоен звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев, и в конце года остров Телячий был переименован в остров Молокова. Весной 1966 года во время ледохода произошло полное затопление производственных площадей авиаремонтных мастерских и жилого посёлка на острове Молокова. Уровень воды не снижался две недели. В 1974 году авиаремонтные мастерские переехали в Советский район Красноярска, где в настоящее время располагается жилой массив Взлётка.

Досье
Вячеслав ФИЛИППОВ. Родился в 1962 году в Красноярске. Окончил Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище. Десять лет служил в ВВС Северного флота. С 1997 по 2000 год – заместитель военного комиссара Кировского района города Красноярска. С 2013 года – сотрудник музея военно-инженерного института СФУ. Сейчас живёт в Москве, работает в структурах гражданской авиации. Автор исторических монографий, книг и статей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах